Каталог статей |
Куртеминова Б.К. Проблема сбалансированности государственного бюджета УкраиныДля каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом. В связи с ежегодным несоответствием государственных доходов и государственных расходов в Украине проблема сбалансированности государственного бюджета является актуальной.Целью данной работы является изучение проблемы сбалансированности государственного бюджета Украины. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированность в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения [1]. Составление бюджета с профицитом также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет. Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета [2]. В основном к проблеме сбалансирования государственного бюджета в Украине относятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связанно, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. На 2012 год доходы государственного бюджета планируются на уровне 333 млрд. гривен, а расходы предусмотрены на уровне 358 млрд. гривен, т. е. бюджетный дефицит составит 25 млрд. гривен. Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании следует применять такие методы: 1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов. 2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий. 3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений. 5. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений. 6. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач. 7. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага. Важным инструментом в обеспечении сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Ткачук М. И. Государственный бюджет / М. И. Ткачук. – Мн. : Высшая школа, 2010. – 240 с. 2. Захарченков С. П. Финансы.ua / С. П. Захарченков. – Харьков : Фактор, 2008. – 296 с. |