Каталог статей

Бекирова У.А.

Проблема дефицита Государственного бюджета в Украине

Экономическая ситуация Украины в последние годы характеризуется таким явлением как дефицит бюджета. Политика государства направлена на увеличение бюджетных расходов сравнительно с привлеченными доходами. При взвешенном подходе дефицит может стимулировать общественное производство, и, напротив, игнорирование объективных экономических законов может привести к непосильному грузу в виде огромного государственного долга, ложащегося на плечи всего украинского народа. Необходимо принятие мер, направленных на активизацию бюджетной политики по вопросам финансирование Государственного бюджета. Всё это и обуславливает актуальность данного исследования.

Бюджет с экономической точки зрения имеет свою доходную часть (ту, что государство накапливает) и расходную (ту, которую государство тратит).

К расходам бюджета относятся государственные закупки, уплата государственных долгов, государственные инвестиции, финансирование государственного управления, расходы на международную деятельность государства (в том числе на различные международные фонды и организации), на научные исследования, на оборону и охрану здоровья, на образование и другие учреждения, социальные трансферты, субсидии и другие выплаты, предпринимаемые государством. Сюда же относятся расходы из целевых фондов (например, резервный фонд Кабинета Министров Украины). Доходная часть в основном состоит из налоговых поступлений (от налогов в Украине: на прибыль, на доходы с физических лиц, на добавленную стоимость, на внешнеэкономическую деятельность, акцизный сбор и другие налоговые поступления), а также государственных займов и целевых фондов. Размеры каждого из этих пунктов зависят от многих макроэкономических факторов [1].

Согласно Закону «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» (с поправками) предельный дефицит госбюджета установлен на уровне 31,13 млрд грн, в том числе общего фонда — 27,24 млрд грн. Дефицит Госбюджета Украины по итогам девяти месяцев составил 24,38 млрд грн. [2].

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.

Условием роста дефицита является повышение заработных плат и пенсий без соответствующего роста доходов бюджета. В связи с этим Всемирный банк спрогнозировал дефицит бюджета Украины на уровне 5% [3].

Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней Украины.

При решении проблем, связанных с дефицитом бюджета, Украина должна опираться на опыт тех государств, которые более успешно осуществили переход от плановой экономики, то есть, в первую очередь, обеспечить, хотя бы в будущем, сбалансированность бюджета. Интересен опыт таких стран как Польша, Хорватия, Чехия, Словакия, Венгрия и стран Прибалтики, которые уже осуществили соответствующие реформы, также мы должны сосредоточить особое внимание на проблемах совершенствования сбора доходов в бюджет и ликвидации дефицитов. То есть, по моему мнению, нужно провести структурные реформы в правительстве и системе контроля над бюджетом.

Для сокращения государственных расходов также было бы целесообразно провести структурные реформы в администрациях с тем, чтобы сократить расходы на них. Большее внимание нужно уделить и государственным инвестициям. В частности, в нашем государстве, по моему мнению, нужно вкладывать деньги в улучшение и замену технологий производства. Конечно, инвестиции государства должны быть эффективными, что увеличит доходы в бюджет в будущем. Существует немало радикальных идей увеличение доходов в бюджет. Но мы остановимся на более простых:

· в первую очередь нужно рассчитать государственный доход, исходя из реалистичных представлений о состоянии экономики;

· также нужно постепенно уменьшить фискальное давление на экономику, улучшит экономическую ситуацию и увеличит базу налогообложения;

· нужно эффективно провести приватизацию для того, чтобы привлекать новые деньги в бюджет, а также чтобы уменьшить государственные расходы;

· целесообразно также может быть введение новых видов налогов, например, для Украины предлагается введение налога на недвижимость;

· нужно ввести более жесткий контроль над государственным долгом и государственными ценными бумагами, чтобы не допустить создания финансовой пирамиды, а также снизить их процентную ставку.

Таким образом, если согласовать величину государственных расходов с возможностями экономики, то это должно свести бюджетный дефицит к минимуму, или создать бюджетный излишек, что в свою очередь оздоровит экономику нашего государства и позволит надеяться на экономический рост в ближайшем будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Василик О.Д. Державні фінанси України / О.Д. Василик. – К.: Вища школа, 2005. – 383 с.

2. Доходы госбюджета выросли на 8,5% [Электронный ресурс] / Украина, 2012. – Режим доступа:

[сылка более недоступна}

3. Власть и Деньги. Дефицит госбюджета Украины вместе с дефицитом "Нафтогаза" равняется 3% [Электронный ресурс] / Украина, 2012. – Режим доступа:

[сылка более недоступна}