Каталог статей

Никонюк Ю.В.

Система межбюджетных отношений в Украине: современное состояние и направления совершенствования

Межбюджетные отношения являются одной из ключевых составляющих бюджетного процесса, важным инструментом совершенствования финансовых отношений между центральными и местными органами власти, действенным фактором экономического развития. Эффективная организация внутри бюджетной системы является одной из важных и сложных проблем государственных финансов в каждой стране. Для Украины на современном этапе развития экономики данная проблема также является актуальной, ведь, как показывает опыт последних лет, осуществление экономических преобразований в нашем государстве, изменения происходящие в бюджетной сфере, свидетельствуют о несовершенстве организации  системы межбюджетных отношений в нашей стране.

Цель исследования ­– анализ современного состояния и определение проблем системы межбюджетных отношений в Украине, а также поиск путей ее совершенствования на современном этапе экономических преобразований.

Проблеме межбюджетных отношений посвящено немало работ зарубежных и украинских ученых, среди которых И. Лунина [1], С. Буковинский [2], А. Василик [3], Л. Дробозина [4] и многие другие.

В статье 81 Бюджетного кодекса Украины указано, что межбюджетные отношения – это отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией и законами Украины [5].

     Современная система межбюджетных отношений Украины является недостаточно эффективной и имеет много недостатков. По словам экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина [6], система межбюджетных отношений Украины является чрезвычайно централизованной, негибкой и не способствует социально-экономическому развитию как отдельных территорий, так и государства в целом. Одной из основных причин недостаточной эффективности действующей системы межбюджетных отношений является сокращение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения доли централизованного управления. В большинстве местных бюджетов этот показатель не превышает 50%. При этом  отмечается тенденция к росту удельного веса дотаций и субвенций в доходах местных бюджетов ( Табл. 1) [7].

                                                                                                                           Таблица 1

   Доходы местных бюджетов  Украины за 2005-2011 гг.

Год

Доходы  местных бюджетов, млрд.грн.

В том числе трансферты из госбюджета,

млрд. грн.

%     трансфертов к доходам

2005

53,6

23,3

43,5

2006

74,1

34,2

46,2

2007

103

44,6

43,3

2008

126,9

59,1

46,6

2009

133,2

62,2

46,7

2010

114,1

56,8

49,8

2011

165,9

84,8

51,1

Данные таблицы свидетельствуют о росте степени зависимости бюджетов от органов государственной власти. Следовательно, способность бюджетов самостоятельно финансировать собственные расходы снижается. Причиной  этого является как неэффективная деятельность местных органов власти по формированию собственной доходной базы, так и действующее нормативно-правовое ограничение финансовых возможностей регионов. Согласно украинскому законодательству, за местными бюджетами закреплены источники поступлений, используя которые ни один регион не способен покрыть расходы без внешней помощи. Потенциальные возможности увеличения собственных налоговых поступлений являются очень ограниченными.

Среди важных проблем необходимо также выделить несовершенство "формулы" распределения межбюджетных трансфертов между государственными и местными бюджетами. Формулы с коэффициентами не могут учитывать всей специфики и особенностей социально-экономического, демографического и экологического состояния регионов.

    Итак, все перечисленные проблемы требуют решения для улучшения взаимоотношений между различными видами бюджетов. Для этого необходимо:

- Вывести местные бюджеты из-под прямого государственного влияния, совместив этот процесс с усилением контроля за решениями органов местного самоуправления и правильностью их исполнения.

- Четко закрепить функциональные полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления, устранив их дублирование.

- Усовершенствовать методику определения объема межбюджетных трансфертов с целью учета параметров развития региона, претендующего на получение дотаций.

- Привести в соответствие объемы налогов, собираемых в конкретном регионе, с расходами соответствующего бюджета. Самостоятельность бюджетов возможна лишь при наличии достаточных собственных доходных источников. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, доля собственных доходов в бюджетах органов самоуправления составляет в среднем от 40 до 60%, тогда как в Украине данный показатель не превышает 5-10%.

    Следовательно, современная система межбюджетных отношений Украины является недостаточно эффективной и имеет много недостатков. Для их устранения в первую очередь  необходимо увеличить удельный вес собственных доходов местных бюджетов и способствовать уменьшению трансфертов в местные бюджеты. А это, в свою очередь, приведет к увеличению самостоятельности местных бюджетов, к экономическому и социальному подъему регионов и  Украины в целом.

Литература:

1. Лунина И.О. Формирование местных бюджетов на основе принципа эквивалентности: путь к эффективной бюджетной системе Украины / И. О. Лунина //Финансы Украины. - 2010. - №9. - С.3-12.

2. Буковинский С.А. К вопросам осуществления бюджетной политики в Украине / С. А. Буковинский // Финансы Украины. - 2007. - №11. - С. 3-30.

3. Василик О.Д. Державні фінанси України: Підручник / О. Д. Василик, К.В.Павлюк. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 608 с.

4. Дробозина Л. А. Финансы / Л.А.Дробозина.- М.:  ЮНИТИ, 2001. — 527 с.

5. Бюджетный кодекс Украины с изменениями от 05.04.2011.

6. Данилишин Б. Современная система межбюджетных отношений Украины / Б. Данилишин // Зеркало недели. Украина.-2012.-№6.-С. 5-8.

7. Государственный комитет статистики Украины - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}