Каталог статей

Даниленко А.А.

Проблемные аспекты налоговой системы Украины

   Налоги – это платежи, которые  в  обязательном  порядке  уплачивают  в доход государства юридические и физические лица – предприятия,  организации, граждане.

В  современном мире  налоги  и  налоговая  система  –  это  не  только источники  бюджетных  поступлений,  но  и  важнейшие  структурные   элементы экономики  рыночного  типа.  Очевидно,  что  без  формирования  рациональной налоговой  системы,  не  угнетающей   предпринимательскую   деятельность   и позволяющей   проводить   эффективную   бюджетную    политику,    невозможны полноценные преобразования экономики Украины.

Данная тема является наиболее актуальной, так как налоговая система позволяет помочь государству контролировать деятельность предприятий, различных учреждений и организаций, а также восполнять государственный бюджет, для выполнения государством своих функций.

Целью работы, является рассмотреть актуарные проблемы налогового законодательства в Украине и обосновать их.

Одним из главных  элементов  рыночной  экономики  является  налоговая система. Она  выступает  главным  инструментом  воздействия  государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов  экономического  и  социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы  налоговая  система  Украины  была адаптирована  к  новым  общественным  отношениям,  соответствовала  мировому опыту.

Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и других взносов, несомненно,  играет  отрицательную  роль,  особенно  в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям,  как отечественным,  так  и  иностранным.  Нестабильность  налоговой  системы  на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство в  Украине можно   охарактеризовать   как   бессистемное,    отличающееся    следующими тенденциями:

1. Налоговая политика в Украине формируется под воздействием  текущих обстоятельств, лоббизма, без соответствующего научного обоснования и анализа последствий  от  введения  тех  или  иных  налогов  и  сборов  (обязательных платежей);

2. В налоговом  законодательстве, довольно сильно развита  фискальная  функция  и менее развита, функция стимулирования экономики;

3.  Подзаконные  акты,  издаваемые  Кабмином  Украины,   не соответствуют по некоторым пунктам законам Украины, и довольно часто законодательные акты даже  имеют  обратную силу, т. е. налоги взимаются в период, когда  тот  или  иной  Закон  еще  не вступил в силу;

4. Часть налогов и сборов, формируется не от  объекта  налогообложения, а от направления их использования (например, взносы в Пенсионный фонд,  Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд);

5. Все проблемы  решаются  административным  путем  (усиливается  роль карательных органов – налоговой милиции).

Исходя из выше перечисленных проблем, можно сделать вывод, что главная  нацеленность работников налоговой администрации, направлена на запланированный объем штрафов позволяет налогоплательщикам порой рассчитывать на то, что достаточно договориться с контролерами — и дальше они копать не будут. В результате виновность субъекта хозяйствования уходит на задний план, а соблюдение законодательства вообще становится не главным. Такая беспричинно - следственная связь делает его соблюдение непринципиальным.

С неотвратимостью наказания связан и остро стоящий вопрос в будущем о развитии теневой экономики. Нахождение в тисках неопределенности законов и неотвратимости штрафов наиболее болезненно для субъектов малого предпринимательства. Не сумев выйти из сложившийся ситуации субъекты малого бизнеса начали уходить в тень, позволяющий хоть как-то удержаться на поверхности.

Таким образом, неэффективность налоговой политики приводит  постоянно к:

- падению объемов производства, его рентабельности  и  соответственно         увеличению количества убыточных предприятий;

- росту «тенизации» экономики;

В следствии чего,  назрела  необходимость  реформирования   налоговой   системы Украины. Именно Налоговый кодекс,  должен  обеспечить  комплексный  подход  в регулировании налоговых отношений,  устранить  несогласованность  налогового законодательства,  обеспечить  единую  и  стабильную  законодательную   базу налогообложения.

Такая попытка была предпринята законодателем еще в 2000 году, когда Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков» №2181, впервые предусмотрел правило конфликта интересов, согласно которому при неоднозначности законодательства решения должны приниматься в пользу налогоплательщиков. Эта норма стала прорывом украинского налогового законодательства, пожалуй, единственным его крупным достижением. Однако заявленный в законе принцип не получил применения в полной мере.

Литература:

1. Закон України „Про систему оподаткування” № 1251-XII від 25.06.91.

2. Указ Президента України „Про затвердження Положення про Державну податкову адміністрацію України” № 886/2000 від 13.07.00.