Каталог статей

Зайцева Е.Г.

Оценка интеллектуального капитала компании методом анализа иерархий

В современном бизнес-сообществе все большее внимание уделяется роли нематериальных активов. Определение и изучение проблем оценки интеллектуального капитала (ИК) становится тенденцией в экономике не только отдельных компаний, но и некоторых стран. 16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации, что закономерно приведет к усилению конкуренции на рынке [1]. В этой связи, приобретает особое значение возможность правильно оценить состояние интеллектуального капитала, уже накопленного российскими предприятиями, а также своевременно обеспечить его эффективное использование и преумножение.

Структура интеллектуального капитала

На данный момент понятие «интеллектуального капитала» трактуется по-разному, в зависимости от области деятельности и поставленной цели. В целом его можно обозначить как потенциал организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции. При этом, проводя анализ  интеллектуального капитала, многие эксперты сходятся во мнении относительно его структуры [2].  Так, структура ИК представляет собой следующие три части:

· Кадровый капитал: 1) человеческие активы - сотрудники организации, специалисты с многолетним опытом работы в данной организации, обладающие широким кругом знаний и навыков, необходимыми профессиональными качествами, характером и способностями. Примечательно, что эту часть ИК нельзя продать или реализовать как-то иначе, кроме как эффективно использовать для достижения организацией своих целей; 2) структурные активы - методика управления коллективом, которой придерживается руководство, подбор кадров, повышение квалификации персонала.

· Организационный капитал: 1) объекты промышленной собственности, которыми владеет организация - патенты на изобретения, полезные модели, торговые марки; 2) объекты авторского права - научные и литературные произведения, компьютерные программы и базы данных, топологии интегральных схем и объекты защиты смежных прав; 3) ноу-хау – уникальная  информация, касающаяся практических знаний по организации различных инновационных мероприятий с целью реализации новых технологий и создания товаров и услуг, а также другая служебная  и коммерческая информация.

· Потребительский капитал:  1)  имидж организации (образ как участника рынка в глазах других организаций и клиентов), 2) клиентская база (координаты и, возможно, дружеские отношения с клиентами, наработанные организацией за определенное время работы), 3) эффективные международные связи (в том числе котировки на рынках ценных бумаг).

Опрос экспертов

Для получения корректных оценок и выставления соответствующих баллов по 10-бальной шкале в структуре интеллектуального капитала был проведен опрос среди экспертов [3].

В данном случае будем расценивать Кадровый капитал, Организационный капитал и Потребительский капитал в качестве критериев, а их составляющие (знания, объекты промышленной собственности, и имидж фирмы и т.д.) в виде подходов. Эксперты дали оценку значимости каждого из критериев в структуре интеллектуального капитала. Наибольший вклад, по мнению опрошенных экспертов, принадлежит Кадровому капиталу (10 баллов). В каждом критерии были рассмотрены, соответственно, по три подхода, каждому из которых также проставлена соответствующая оценка.

Для проведения наиболее полной оценки структуры интеллектуального капитала применим метод анализа иерархий [4], который позволяет решать многокритериальные задачи.

Предложенная  система о непосредственном выставлении баллов заданным критериям, отражающим абсолютную значимость каждого из сопоставляемых элементов, позволила авторам использовать аналитический подход к выбору значимости результатов расчета с использованием формализованного алгоритма по методу анализа иерархий Саати. В итоге были получены окончательные результаты расчетов согласно алгоритму, из которых следует, что наивысший балл из всех трех критериев оценки интеллектуального капитала получает Кадровый капитал.

Необходимо отметить, что результаты проведенной работы являются, безусловно, важными для специалистов в атомной отрасли в целом и в уранодобывающем секторе, в частности, поскольку  показана необходимость развития кадрового капитала, как критерия, получившего при оценке первое место, что позволит преумножить  интеллектуальный капитал и усилить эффективность его использования.

В этой связи, проведение тренингов, дополнительного обучения, прохождение практики молодых специалистов, подготовка к работе в новых нестандартных условиях, работа в учебно-тренировочных центрах (УТЦ) для персонала и, в конечном итоге, повышение квалификации персонала, как было показано авторами ранее [5,6], станет максимально эффективным для увеличения интеллектуального капитала в компаниях отрасли.

Литература

1.  Официальный сайт РФ по вступлению во Всемирную Торговую Организацию.         URL: www.wto.ru/monitor.asp (дата обращения 16.12.11).

2. Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал-показатель интеллектуального капитала  и эффективности его использования»//Финансовый менеджмент. -2004.- №5.- С.2-3.

3. Зайцева Е.Г., Киреев С.В. Динамика интеллектуального капитала в мировой уранодобывающей отрасли// Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №6.10.5. - С.1.

4. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий.// - М.:  «Радио и связь». 1993. - С. 21-25, 29-31.

5. Зайцева Е.Г., Киреев С.В. Подготовка кадров для эффективной работы АЭС//Кадровик. Кадровый менеджмент -  М., 2009,№ 12. - С.9-12.

6. Зайцева Е.Г., Киреев С.В. Ключевые аспекты влияния на уровень подготовки специалистов в атомной отрасли США//Креативная экономика. Образование и бизнес. -М.2010.- №3. - С.112-118.