Каталог статей |
Яблоновська А.В., Нестеренко Л.О. Кадровая политика - как способ повышения конкурентоспособности предприятияКаждое колебание неустойчивой рыночной среды таит в себе как возможности, так и угрозы для компании и ее сотрудников. Успех фирмы зависит от своевременности распознавания угроз и умения извлечь выгоды из имеющихся возможностей. Исходя из этого, компании выбирают разные стратегии изменений, которые во многом зависят от уровня (этапа) их развития. Изменения в экономике поставили ряд украинских компаний перед необходимостью проведения преобразований в области организационного развития и работы с персоналом, прежде всего для решения одной из первоочередных задач – повышения своей конкурентоспособности, что является актуальным в условиях рыночной экономики.Вопросу кадровой политики посвящено много трудов отечественных и зарубежных ученых таких как: Волынский Г. О, Котельніков Д.І., Мескон М.Х. т других. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Среди возникающих при этом проблем основными являются неподготовленность персонала компании к внутренним изменениям, а также недостаток квалифицированных кадров на рынке труда, обусловленный в том числе демографической ситуацией и оттоком предприимчивой молодежи в теневой бизнес. К тому же неустойчивость внешней среды привела к утрате многими людьми навыков формирования и развития своей карьеры.[1, c. 68] Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов: • разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей; • организационно-штатная политика — планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения; • информационная политика — создание и поддержка системы движения кадровой информации; • финансовая политика — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда; • политика развития персонала — обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации; • оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).[2, c.122] Работа с персоналом для повышения конкурентоспособности предприятия должна заключаться в следущем: достижение успеха в реализации любой стратегии можно только при ясно сформулированных целях; постановка стратегических задач предприятия разрабатывается в ходе становления миссии предприятия; система внутрифирменного обучения является главным инструментом достижения целей в области работы с персоналом; психологическая адаптация сотрудников к изменениям; доведение до сотрудников философии фирмы, ее стратегических задач и формирование новой корпоративной культуры. [3 ] Перестройка предприятия может быть эффективной, если пользуется поддержкой самих работников. Добиться поддержки людей подчас бывает очень сложно. Из-за ошибок руководства даже существовавшая поддержка может превратиться в сопротивление, которое, как показывает практика, является ответной реакцией на любые изменения. Такое многогранное явление вызывает нестабильность процесса изменений, дополнительные расходы и непредвиденные отсрочки. Макиавелли в своей знаменитой книге "Государь" писал: "Нет ничего более трудного, чем браться за новое; ничего более рискованного, чем направлять; или более неопределенного, чем возглавлять создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками - те, кому будет хорошо при новом" [4, стр. 533]. Список литературы 1. Волынский Г. О конкурентных преимуществах в условиях глобализации /Г.О.Волынский //Экономика Украины. - 2006. - №12.- С. 68-72. 2. Котельніков Д.І. Управління конкурентоспроможністю; навч. пос. для студентів вищих навч. закладів./Д. І. Котельніков, С. М. Задорожна. - К.: Видавничий Дім "Слово", - 2004. - 168с. 3. Работа с персоналом для повышения конкурентоспособности предприятия. [Електронний ресурс] – Режим доступу: [сылка более недоступна} 4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./ Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Дело, 1992. - 702 с. |