Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устюшкин А.Н., к.э.н. Коржов В.А. Повышение эффективности использования человеческого капитала на российских предприятияхЧеловеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Человеческий капитал (ЧК) в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы [2].1.
Воспроизводство работника. На первом
этапе до 6- 2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство. 3. Трудовой период. После обучения и первоначальной профессиональной подготовки в последующие 30-35 лет происходит реализация приобретенных знаний и профессиональных навыков и их совершенствования, переподготовки непосредственно в общественном производстве. 4. Пенсионный период. По окончании трудовой деятельности после 60-65-летнего возраста работник обычно выбывает из процесса создания общественного продукта, оставаясь в то же время его пассивным участником и потребителем. В соответствии с этим можно выявить основные направления, по которым будет расширяться использование человеческого капитала:
Рисунок. 1. Основные направление по расширению использования человеческого капитала на предприятиях Процесс формирования человеческого капитала сложен, объединяя как свойства воспроизводимого капитала (знания и здоровье людей являются итогом вложения материальных и духовных средств), так и природного капитала (процессы его воспроизводства происходят по естественным законам природы). Определение срока воспроизводства человеческого капитала сводится к выделению следующих этапов его формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства. Таким
образом, в течение всего жизненного цикла человека, длительность которого зависит
от средней продолжительности жизни, первый и второй его этапы связаны с непосредственным
воспроизводством рабочей силы, а именно за счет потребления жизненно необходимых
средств для его существования и временем капиталообразования - получения знаний
и профессионального Политику занятости можно определить, как составную часть социально-экономической политики государства и процесс формирования человеческого капитала. Прогнозирование спроса на рабочую силу в экономике России сталкивается с рядом проблем, обусловленных тем, что динамика этого показателя на протяжении всего периода реформ не укладывается в общепринятые рамки существующих экономических теорий. В качестве наиболее яркого примера, отражающего специфику динамики спроса на рабочую силу на российском рынке труда, можно привести уже ставшее классическим соотношение динамики занятости и объема производства. Таблица 1. - Среднегодовая численность занятых в экономике Тульской области по видам экономической деятельности (тыс. человек) [1]
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества. Литература. 1. РФ Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. Издательство: Инфра-М. Серия: Высшее образование. 2011. - 216 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||