Каталог статей | ||||||||
Рочвак Е.А. Сущность контроллинга и его роль в управлении предприятиемКонтроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.Как известно основная конечная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, – например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, – тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли. Актуальность статьи заключается в том, что контроллинг не является достаточно изученным, хотя занимает особое место в управлении предприятием (связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень). Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: · координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; · информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; · создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; · обеспечение рациональности управленческого процесса. Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами: · повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием: o смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; o увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; o необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; o необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; · усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; · информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; · общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга (табл.1). Таблица 1. Основные концепции контроллинга
Вышеперечисленнные концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.);концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970–1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур. Таким образом.в целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной. Как было показано выше, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и "отслеживание" движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимосвязи и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты - прибыль. Как правило систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. Таким образом, основная задача контроллинга – нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей. Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров может существенно повысить эффективность функционирования системы управления предприятием. | ||||||||