Каталог статей |
Соломина С.В. Сущность конкурентоспособности предприятияНа сегодняшний день деятельность каждого хозяйственного субъекта попадает во внимания обширного круга участников рыночных отношений, которые заинтересованы в результатах его деятельности. Поэтому для того, чтобы обеспечивать предприятию способность выжить в современных условиях, руководству предприятия необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое положение, как своего предприятия, так и потенциальных конкурентов.Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но и зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация
и квалификация персонала, финансовая устойчивость. Одним
из главных составляющих конкурентоспособности предприятия является
конкурентоспособность товара. аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой стороны — ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Таким образом, конкурентоспособность товара — рыночная характеристика, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в успешной конкуренции. Данное понятие определяется системой технических, потребительских и экономических показателей: техническим уровнем продукции, функциональными, социальными, эстетическими и другими полезными свойствами, ценой покупки и затратами на потребление. Оценка проводится путем сравнения этих показателей с товаром-конкурентом, перспективными образцами и нормативами. Технические показатели наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу . Экономические
параметры связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена
товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все
текущие эксплуатационные затраты. Другим значительным фактором, оказывающим
влияние на конкурентоспособность предприятий, является насыщенность рынка,
спрос и предложение. В основе обеспечения конкурентоспособности товара на рынке лежит соотношение качества, сервиса и цены. Конечно, причиной удачи или неудачи может быть влияние других факторов (рекламы, престижа марки и др.). Но конкурентоспособность закладывается на этапе проектирования и производства, поэтому ограниченно поддается влиянию маркетинга в ходе сбытовой деятельности. Обеспечение конкурентоспособности — это важная проблема, решение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции.
Литература: 1. Баринов В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6. 2. Рубин Ю.В., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. – М.: Знание, 1990. 3. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. – 2000. – № 3. 4. [сылка более недоступна} 5. [сылка более недоступна} |