Каталог статей

Соломина С.В.

Сущность конкурентоспособности предприятия

На сегодняшний день деятельность каждого хозяйственного субъекта попадает во внимания обширного круга участников рыночных отношений, которые заинтересованы в результатах его деятельности. Поэтому для того, чтобы обеспечивать предприятию способность выжить в современных условиях, руководству предприятия необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое положение, как своего предприятия, так и потенциальных конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия,  будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры промышленной продукции,  но и зависит от уровня менеджмента,  сложившейся системы управления финансовыми потоками,  инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности.  Кроме того,  на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции,  испытываемая

предприятием со стороны других участников рынка,  техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость.
Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как потенциальное качество предприятия, которое состоит из:
1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Это означает, что предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее.
2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).
3.Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительном, так и на управленческом уровнях.
Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом и других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование».
При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.
Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяют выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.

Одним из главных составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность товара — способность отвечать требованиям конкурентного рынка,  запросам покупателей в сравнении с другими

аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется, с

одной стороны,  качеством товара,  его техническим уровнем,  потребительскими свойствами,  с другой стороны —  ценами,  устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода,  продажный и послепродажный сервис,  реклама,  имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Таким образом,  конкурентоспособность товара —  рыночная характеристика, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в успешной конкуренции. Данное понятие определяется системой технических, потребительских и экономических показателей:  техническим уровнем продукции,  функциональными,  социальными,  эстетическими и другими полезными свойствами,  ценой покупки и затратами на потребление. Оценка проводится путем сравнения этих показателей с товаром-конкурентом,  перспективными образцами и нормативами.

Технические показатели  наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу .

Экономические параметры связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты. Другим значительным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятий, является насыщенность рынка, спрос и предложение.
Конкурентоспособностью продукции можно и нужно управлять, поскольку она играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Моделирование показателей конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара.  Задача специалистов по маркетингу в этой части работы заключается в нахождении параметров качества,  послепродажного обслуживания,  сервиса,  цены,  которые обусловливают конкурентоспособность изделия, программируя его успех на рынке.

В основе обеспечения конкурентоспособности товара на рынке лежит соотношение качества, сервиса и цены. Конечно, причиной удачи или неудачи  может быть влияние других факторов (рекламы, престижа марки и др.). Но конкурентоспособность закладывается на этапе проектирования и производства,  поэтому ограниченно поддается влиянию маркетинга в ходе сбытовой деятельности.

Обеспечение конкурентоспособности —  это важная проблема,  решение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению,  формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции.

Литература:

1. Баринов В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6.

2.  Рубин Ю.В., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. – М.: Знание, 1990.

3. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. – 2000. – № 3.

4. [сылка более недоступна}

5. [сылка более недоступна}