Каталог статей

Иванова Я.Ю., Кочетова А.А.

Распределение финансового результата между центром затрат и центром прибыли

Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная операция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или другая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделения центров затрат является единство выполнения операций и функций и используемого оборудования.

Выбор центров затрат зависит от организационных и других особенностей организации, а также от целей, поставленных ее руководством. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффективность контроля за затратами повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета. Менеджеры должны установить оптимальное сочетание затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля за затратами по каждому центру затрат. [1]

По каждому центру затрат ответственность соответствующих руководителей или исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут контролироваться частично.

При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом.

Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.

После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.

Для организации контроля затрат по каждому центру важное значение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для этого на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный аналитический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).

Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании первичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвенные расходы по центрам делятся на два вида:

· непосредственно относящиеся к данному центру затрат;

· распределяемые из других центров затрат.

В организациях, распределяющих накладные расходы обоих видов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов.

Эффективность функционирования центров затрат во многом зависит от содержания отчетов по центрам затрат.

При оценке отклонений по отдельным затратам особое внимание следует обратить на непроизводительные расходы цехов и организации в целом, потери от простоев, потери от недостач и порчи материальных ценностей, потери от брака и др. Непроизводительные расходы в смете не отражаются.

Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбыта (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает также организация в целом.

Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рассмотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с цехового уровня).

Основным же отчетным документом центра прибыли является I отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной деятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода.

При составлении отчета по валовой прибыли следует учитывать, что организации могут в соответствии с принятой учетной политикой включать общехозяйственные расходы в состав производственной себестоимости или списывать их на счет 90 «Продажи»; в первом случае показатель производственной себестоимости в отчете определяется с учетом общехозяйственных расходов, а во втором случае - без указанных расходов. Общехозяйственные расходы во втором случае будут учтены при составлении отчета по прибыли от продаж. [4]

В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации.

При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные о прочих доходах и расходах и сумме налога на прибыль.

Сумму прибыли до налогообложения определяют прибавлением к прибыли от продаж прочих доходов и вычитанием из полученной суммы прочих расходов.

Прибыль или убыток от обычной деятельности определяют вычитанием из суммы налогооблагаемой прибыли суммы налога на прибыль.

Состав прочих доходов и расходов определен ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В финансовом учете прочие доходы и расходы отражаются на синтетическом счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом полученные доходы учитывают по кредиту счета 91, а расходы - по дебету этого счета.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

При решении вопроса о целесообразности включения прочих доходов и расходов в отчет по прибыли нужно иметь в виду, что лишь небольшая часть указанных доходов и расходов имеет прямое отношение к центрам прибыли и может быть отнесена на центры прямым путем.

Основная часть прочих доходов и расходов носит централизованный характер и распределяется по центрам прибыли косвенными способами. При неудачно выбранной базе распределения таких доходов и расходов они могут существенно исказить показатели прибыли соответствующих центров.

Вместе с тем включение в отчетность центров по прибыли неконтролируемых менеджерами центров прочих доходов и расходов может иметь и положительное значение, поскольку у них возникает заинтересованность в оценке обоснованности таких расходов.

В качестве одного из вариантов составления отчета по центру прибыли можно рекомендовать включение в него только тех прочих доходов и расходов, которые имеют непосредственное отношение к соответствующему центру.

Вместо отчета по прибыли центры прибыли могут составлять отчеты о маржинальном доходе.

Маржинальный доход определяют вычитанием из выручки от продажи продукции (работ, услуг) переменных расходов, связанных с производством и продажей продукции. Разница между маржинальным доходом и постоянными расходами называется остаточным доходом. При этом остаточный доход целесообразно исчислять с учетом и прямых, и косвенных постоянных расходов.

Постоянные расходы разделяются на прямые и косвенные в зависимости от конкретных условий производственного процесса.

К косвенным постоянным расходам относят затраты, которые распределяют между видами продукции (работ, услуг) только расчетным путем - расходы на содержание администрации, суммы амортизации по зданиям и т.п.

Остаточный доход до косвенных расходов, как правило, позволяет оценить деятельность центра прибыли более точно, чем это можно сделать, используя показателем остаточного дохода, поскольку этот показатель не содержит тех неточностей, которые возникают при распределении косвенных расходов.

Отчет о маржинальном доходе можно дополнить показателями прочих доходов и расходов, на основе которых возможно определить чистый доход центра прибыли.

В целом по организации отчет по прибыли за отчетный месяц целесообразно составлять по форме отчета по прибыли в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности с включением в отчет показателей по смете и отклонений за месяц и с начала года.

Процедура распределения доходов (прибыли) организации осуществляется в рамках ее финансовой структуры, т.е. процедуры распределения доходов (прибыли), получаемых фирмой среди ее подразделений с учетом финансовой структуры организа­ции. По мнению современных экономистов, взаимосвязь между отдельными центрами прибыли является весьма слабой или вовсе отсутствует. Из чего следует, что процедура рас­пределения прибыли между подразделениями может быть сведена до процедуры распределения прибыли между одним цен­тром прибыли и единственным центром затрат (Центр). Это свидетельствует об отсутствие прямой финансовой зависимости центров друг от друга, а также о том, что даже если перераспределение финансового результата между цен­трами прибыли и существует, то оно осуществляется через Бюджет. [2]

Общая схема процедуры распределения дохода от деятельно­сти i-го центра прибыли Di между Бюджетом и центром прибыли может иметь вид, представленный на рисунке.

Рис. Распределение дохода от деятельно­сти i-го центра прибыли

Где    Di - доход, полученный i-ым центром прибыли;

ki (Di) — коэффици­ент распределения дохода между i-ым центром прибыли и единст­венным центром затрат (Бюджетом);

Ni — налоги, уплаченные организацией за расчетный период и относящиеся к деятельности i-го центра при­ были;

Bi — накладные расходы (транспорт, связь, организация функционирования), относящиеся к деятельности i-го центра при­были;

Vi — коммерческие расходы (выставки, реклама) по i-му центру прибыли;

Ri — расходы по развитию i-го центра прибыли;

Zi — зарплата сотрудников i-го центра прибыли за расчетный период;

Ai — арендная плата за офисные и складские помещения, занимае­мые (используемые) i-ым центром прибыли, включая их охрану;

Pi — прибыль, остающаяся в распоряжении i-гo центра прибыли;

Pc (Di) — прибыль от деятельности i-гo центра прибыли, поступающая в бюджет организации.

Литература

1. Гаррисон, Р., Норин, Э., Брюэр, П. Управленческий учет. 12-е изд. / Пер. с англ. Под ред. М.А. Карлика. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

2. Гаспарян Э.Э., Заложнев А.Ю., Клыков А.Ю. Внутрифир­менная финансовая структура и финансовые процедуры / Сборник трудов "Управление большими системами". Выпуск 7. М.: ИЛУ РАН, 2004. - С. 10-16.

3. Сыроижко, В.В. Методы установления планируемой прибыли для сегментов деятельности кооперативной организации. / В.В. Сыроижко. – Вестник БУПК №4 (20), 2006. – с.32-40.

4. Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. / К.П. Янковский, И.Ф. Мухарь. – СПб.: Питер, 2011. – 368 с.