Свиридов О.Ю. Банковское дело

Пути разрешения проблемы получения достоверной информации о заемщике

Данная проблема является одной из сложнейших в российской банковской практике.

Основным и единственно общедоступным источником информации для анализа кредитоспособности предприятия являются его баланс и форма №2 «Отчет о финансовых результатах и их использование».

При рассмотрении отчетности заемщика кредитору необходимо установить:

  • платежеспособен ли он;
  • ликвиден ли его баланс;
  • наличие и размер чистого оборотного капитала;
  • финансовую устойчивость заемщика;
  • перспективы улучшения его финансово-хозяйственной деятельности;
  • доходность и перспективность той области деятельности, в которой работает заемщик.

Очевидно, что для ответа на поставленные вопросы двух вышеназванных документов явно недостаточно. Кроме того, нередко вызывает сомнения достоверность данных, имеющихся в отчетных документах предприятия.

Полагаться, однако, на государственные информационные структуры при поиске информации о заемщике также невозможно, поскольку государственная статистика не располагает достоверными сведениями в силу потери органами госстатистики своей организационной целостности, а также ввиду того, что отчетность перед ними предприятий и организаций перестала носить обязательный характер.

Что касается налоговых инспекций, то у них не хватает ни квалифицированных специалистов, ни современной вычислительной техники. И несмотря на то что, они располагают наиболее достоверной финансовой информацией, перегруженность текущей работой не оставляет им времени для создания агрегированных баз данных. Кроме того, действующая в настоящее время инструкция запрещает налоговым инспекциям предоставлять какую-либо финансовую информацию об обслуживаемых ими предприятиях и организациях.

Полагаться же на частные информационные агентства и службы рискованно, так как базы данных, которыми они располагают, носят фрагментарный характер, а кроме того, частные службы не располагают достаточным практическим опытом решения информационно-поисковых задач.

Поэтому схема сбора и анализа информации о потенциальном клиенте, по которой может работать кредитный отдел банка, состоит из двух основных блоков:

  1. Получение от клиентов набора определенных документов.
  2. Последующая официальная и неофициальная проверка содержащихся в них фактических сведений.

В настоящее время коммерческие банки истребуют от заемщиков от 9 до 24 документов, предоставление которых является официальным основанием для получения кредита.

1. Официальное ходатайство, содержащее цель кредита, его сумму, срок использования кредита и дату его погашения, наименование товара, который предполагается закупить, и сведения о фирме-продавце.

На данном этапе кредитному отделу банка достаточно:

  1. запросить у заемщика проект контракта;
  2. связаться по телефону с фирмой-поставщиком, в том случае если продавцом выступает крупная фирма с устойчивой репутацией;
  3. если продавцом выступает мелкая торговая фирма, заказать информационному агентству сбор о ней необходимой информации.

2. Копии учредительных документов заемщика, фамилии и полномочия должностных лиц, ведущих переговоры с банком о предоставлении кредита.

Сотрудники кредитного отдела банка проверяют достоверность учредительных документов через Регистрационную палату. Кроме того, сотрудники кредитного отдела совместно со службой безопасности банка выезжают на место, чтобы удостовериться в подлинности указанных в учредительных документах данных, а также провести беседу с сотрудниками фирмы-заемщика.

3. Проблема объективной оценки финансового положения заемщика.

Для этого заемщик предоставляет годовые отчеты предприятия за последние три года, а также квартальные отчеты за последний финансовый год.

При получении данных документов сотрудники кредитного отдела прежде всего проверяют достоверность предоставленных отчетов в органах ГНИ. После получения подтверждения их достоверности начинается анализ содержащейся в них информации.

Для анализа используются специальные методики проверки и оценки финансового положения заемщика.

К основным принципам подобных оценок в современной банковской практике принято относить:

  1. принцип единства оценки, т.е. оценивается не сумма стоимостей, а результат взаимодействия различных сторон и составляющих.
  2. принцип единства анализа прошлого (2 — 3 года) и настоящего.
  3. принцип экстраполяции, т.е. на основании оценки на определенную дату выявляют тенденции и предполагаемые изменения, которые могут произойти в будущем;
  4. принцип «средних ожиданий», т.е. при анализе исходят из средних значений риска, а минимальные и максимальные значения определяют лишь верхнюю и нижнюю его границы;
  5. принцип реального отражения имущества заемщика, включающий в себя:
    • отражение стоимости основных средств по оценке потребителя за вычетом амортизации;
    • оценку активов по рыночному курсу;
    • отражение стоимости ценных бумаг по биржевому курсу;
    • при изменении рыночного курса использование наименьшей оценки.
  6. принцип наилучшего использования имущества предприятия;
  7. принцип четкого ограничения оцениваемого объекта;
  8. принцип учета возможных изменений в системе налогообложения;
  9. принцип базирования оценки на анализе прогнозов и ситуаций, а также оценке будущей выгоды;
  10. принцип оценки по аналогам.

Возможно использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика, разработанного Финансовой академией при Правительстве РФ.

При данном подходе по итогам рейтинга предприятия относят к одному из классов:

  1. Высший класс — предприятие, имеющее абсолютно устойчивое финансовое состояние.
  2. Первый класс — предприятие, имеющее устойчивое финансовое состояние, характеризующееся незначительными отклонениями от нормы.
  3. Второй класс — предприятия, имеющие признаки финансовой напряженности, которые могут быть преодолены. Кредитование возможно под повышенные проценты.
  4. Третий класс — предприятия повышенного риска. Отношения с ними возможны по усмотрению банка.

4. Подтверждение заемщиком номеров своих рублевых и валютных счетов и наименование банковских учреждений, где они ведутся.

Используя данную информацию, сотрудники кредитного отдела и службы безопасности банка могут попытаться получить от банковских учреждений, обслуживающих счета предполагаемого заемщика, информацию о финансовом состоянии заемщика и степени аккуратности исполнения взятых на себя финансовых обязательств.

5. И, наконец, самая трудная для большинства банков проблема оценки информации о кредитуемом проекте.

Связано это с универсальностью большинства коммерческих банков, в которых просто-напросто нет специалистов, владеющих вопросами организации того или иного вида производства.

Решение данной проблемы лежит в определенной специализации коммерческих банков и организации в них специальных экспертных подразделений по направлениям специализации кредитования.



Свиридов О.Ю. Банковское дело