Недостатки комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП)
Внедрение комплексной системы управления качеством продукции на отечественных
предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом следует учитывать, что при практическом использовании методов КС
УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди недостатков, свойственных
комплексной системе управления качеством продукции, следует отметить: - пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования
систем управления качеством продукции, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по управлению качеством продукции подготовленными и инициативными работниками;
- формальное отношение к
организации систем управления качеством продукции;
- поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими
функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
- громоздкость системы, вызванную созданием большого количества
стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
- выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для
работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
- не все подразделения предприятий участвовали в работах по повышению
и обеспечению качества продукции;
- недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и
отказов;
- забвение основополагающих принципов управления качеством продукции на некоторых предприятиях в реальных условиях;
- работу по управлению качеством продукции в рамках системы возглавляли отделы
технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за
качество»;
- недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;
- неполный охват управления условий и факторов, влияющих на
качество продукции;
- недооценка роли учебы по управлению качеством продукции, что вело к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции,
важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
- неполное взаимоувязывание системы управления качеством продукции с другими системами управления;
- слабое
методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по управлению качеством продукции и стандартизации;
- недостаточный уровень материально-технического,
технологического и метрологического обеспечения производства.
В системах управления качеством продукции не нашли должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества
продукции. Главным же недостатком следует считать то, что механизм комплексной системы управления качеством продукции не сориентирован на потребителя, не
направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями. Но практический опыт показал, что именно такого рода
системы являются тем инструментом, с помощью которого можно создать при широком использовании в управлении экономических методов эффективный механизм
управления качеством продукции.
Левкина Е.В. Управление качеством
|