Административное право (Бахрах Д.Н.)

Индивидуальные субъекты административного права

  1. Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
  2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  5. Паспортный режим в Российской Федерации
  6. Способы защиты прав граждан
  7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
  8. Право гражданина на административную жалобу
  9. Производство по административным жалобам граждан
  10. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
  11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления

Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Такое право закреплено ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти — главное средство реализации, защиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Прежде всего Конституция РФ регулирует отношения граждан с публичной властью. Возможно, поэтому в ней речь идет об обращениях в органы публичной власти. Но это не является основанием для вывода о том, что нельзя в законе закрепить право граждан обращаться и к администрациям государственных предприятий, учреждений, в общественные организации, к руководителям коммерческих структур.

Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (индивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адресатам, их можно делить на первичные и повторные и т. д.

В настоящее время принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступает в силу с ноября 2006 г. Под обращениями граждан в этом Законе понимаются их предложения, заявления и жалобы, направленные в государственные органы или органы местного самоуправления.

Принятые в ряде субъектов РФ законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как: ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях. Закон города Москвы «Об обращениях граждан» выделяет, кроме того, петиции — коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

С 1993 г. действует Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Имеются и другие формы судебного контроля соблюдения прав и свобод граждан.



Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право