Экономический анализ (Шредер Н.Г.)

Роль комплексного экономического анализа в мониторинге бизнес-планов

Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг(контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми затратами, выявляют отклонения и анализируют их.

Бизнес-планирование состоит в определении целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, а также детализации всего этого в специальном документе (бизнес-плане). Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные «узкие места», показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.

Основные цели разработки бизнес-плана:

  1. обоснование приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
  2. обоснование инвестиционных проектов;
  3. обоснование отдельных крупных хозяйственных операций;
  4. обоснование эмиссии ценных бумаг;
  5. определение и обоснование перспектив развития организации;
  6. обоснование проведения слияний, поглощений, других реорганизационных мероприятий (в рамках стратегического менеджмента на несостоятельном предприятии).

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются: резюме (представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации), конфиденциальный меморандум, описание предприятия и отрасли и основная часть. Основная часть бизнес-плана обычно содержит:

  1. описание бизнеса (описание товаров и услуг, факторов, обеспечивающих достижение конкурентоспособности; информация о возможных конкурентах; анализ рынков сбыта; планы маркетинга и производства);
  2. финансовую информацию (прогноз объемов реализации, прогнозный баланс активов и пассивов, таблица доходов и затрат, график достижения безубыточности, бюджет денежных средств, стратегия финансирования, оценка рисков, расчет основных финансовых коэффициентов);
  3. сопроводительные документы (учредительные документы, организационный и юридический планы, деловые рекомендации, данные об управляющих, изображения продуктов, публикации и другие материалы о рынке, копии контрактов, лицензий, патентов).

Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:

  1. по масштабу деятельности – малый бизнес, средние или крупные предприятия;
  2. по отраслевому признаку – производство, торговля, строительство и т. д.;
  3. по организационно-правовой форме предприятия – ООО, ЗАО, ПБОЮЛ;
  4. по виду инвестиций (по инвесторам) – прямые, финансовые, вещные и т. д.;
  5. по способу финансирования – традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;
  6. по назначению – план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т. д.
Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.


Литвинюк А.С. Экономический анализ | Шредер Н.Г. Экономический анализ