Конституционное право Российской Федерации (Кушнир И.В.)

Законодательство о чрезвычайном положении в РФ

В 2001 г. был принят ФКЗ «О чрезвычайном положении», в соответствии с положением ч. 2 ст. 56 Конституции РФ.

Чрезвычайное положение (ЧП) – особый временный правовой режим – вводится для устранения с помощью чрезвычайных мер обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан либо конституционному строю РФ. Такого рода обстоятельства объединяются в две группы:

  1. Обстоятельства социального характера: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата (присвоения) власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и пр.
  2. Обстоятельства природного характера: чрезвычайные ситуации (напр., эпидемии).

Чрезвычайное положение (как на всей территории РФ, так и в отдельных местностях) вводится мотивированным указом Президента РФ, который незамедлительно обнародуется и передается на утверждение Совету Федерации (Совет Федерации должен рассмотреть указ Президента в течение 72 ч после его обнародования, в противном случае по истечении указанного времени данный указ утрачивает силу). Максимальный срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, – 30 суток, в отдельных местностях – 60 суток.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться следующие меры и временные ограничения на территории, на которой установлено чрезвычайное положение:

1. При чрезвычайном положении, независимо от обстоятельств, которым было обусловлено его введение, – полное (частичное) приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, приостановление действия их актов; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности (напр., особый порядок распределения и перемещения некоторых товаров, приостановление деятельности опасных производств); запрещение (ограничение) проведения массовых мероприятий и забастовок; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы; усиление охраны общественного порядка (напр., ограничение движения и досмотр транспортных средств).

2. При чрезвычайном положении, введенном по обстоятельствам социального характера, – введение комендантского часа; ограничение свободы деятельности средств массовой информации и журналистов, осуществление предварительной цензуры; приостановление деятельности общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилища, транспортных средств; ограничение (запрещение) продажи оружия, боеприпасов, ядовитых веществ, установление особого режима оборота наркотических, спиртных и иных подобных веществ.

3. При чрезвычайном положении, введенном по обстоятельствам природного характера, – временное отселение лиц в безопасные районы; введение карантина, проведение специальных мероприятий; привлечение гос. материального резерва, мобилизация ресурсов всех организаций.

Даже в условиях чрезвычайного положения не допускается создание чрезвычайных судов, введение чрезвычайного судопроизводства, но может быть изменена территориальная подсудность судов общей юрисдикции (арбитражных судов) по решению ВС РФ (ВАС РФ).



Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации