Конкуренция (Ильина В.Н.)

Научные исследования и конкурентоспособность современной фирмы

Конкурентоспособность предприятия определяется по нескольким критериям оптимальности: локальному, глобальному, внешнему и внутреннему.

Локальный критерий определяет эффективность использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента.

Внешний критерий оценивает эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.

Внутренний критерий оценивает подсистемы конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию для определения своих преимуществ и недостатков и разработки собственной стратегии успеха и поддержания конкурентного преимущества.

Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:

  1. разработать меры по повышению конкурентоспособности;
  2. выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;
  3. привлечь инвестиции в эффективное производство;
  4. составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки и т. д.

Методы оценки собственной конкуренции:

  1. матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой»;
  2. метод оценки товара (услуги) предприятия;
  3. метод основанный на теории эффективной конкуренции.

Показатели конкурентоспособности предприятия:

  1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия: издержки производства на единицу продукции, фондоотдача в стоимостном выражении, рентабельность товара, производительность труда в стоимостном выражении на человека.
  2. Показатели финансового положения предприятия: коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости оборотных средств.
  3. Показатели эффективности организации: рентабельность продаж, коэффициенты затоваренности готовой продукции, загруженности производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
  4. Показатели конкурентоспособности товаров: качество товара, цена товара.

На рынке программных продуктов существуют различные системы, реализующие методы маркетинговых исследований рынка:

  1. SWOT-анализ, используемый для изучения преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами;
  2. стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promotion), определяющий для каждой группы потребителей соответствующего товара цены, места продажи, способа продвижения товара;
  3. матрица Анзоффа, реализующая позиционирование товара на рынке;
  4. модель Розенберга – линейно компенсационный метод какого-либо показателя.


Ильина В.Н. Конкуренция