Теория управления (Кушнир И.В.)

Развитие человеческих ресурсов. Обучение работников

Начальная стадия деятельности по развитию человеческих ресурсов: разработка и реализация программ ориентации для вновь принятых работников. Процедура введения в должность косвенно относится к программам развития человеческих ресурсов, не являясь обучением или формированием необходимых навыков и знаний, но именно с нее начинается не только знакомство работника с предприятием, но и постановка перед ним задач по саморазвитию, исходя из долговременных, стратегических целей использования его потенциала.

Порядок процедуры введения в должность: нового работника встречает сотрудник из подразделения управления персоналом и обеспечивает заполнение необходимых документов. Затем его отводят на рабочее место, которое должно быть соответствующим образом подготовлено, после чего начинается его знакомство с организацией.

В перечень тем для разговора может входить следующая информация:

  1. история предприятия и перспективы его развития;
  2. описание основных направлений деятельности организации; высшее и среднее звено управления;
  3. документы организации;
  4. содержание работы, должностная инструкция, границы полномочий и ответственности;
  5. порядок в области работы с заказчиком;
  6. взаимодействие с другими отделами или работниками;
  7. техника безопасности;
  8. список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.

Участники процесса обучения:

  1. высшее руководство организации, предприятия;
  2. руководители среднего уровня управления;
  3. руководители нижнего звена;
  4. рядовые работники организации, предприятия.

Основные задачи руководителя при обучении персонала:

  1. определить на основе оценки деятельности сотрудника, каких знаний и навыков ему не хватает, обсудить данную проблему с подчиненным, обозначить порядок обучения;
  2. наметить с подразделением по персоналу сроки обучения;
  3. после обучения помочь сотруднику в использовании полученных знаний для повышения эффективности его деятельности.

Основные методы развития персонала:

  1. адаптация вновь принятых или назначенных работников путем введения в курс дела и ознакомление с существующими проблемами;
  2. создание групп или кружков качества;
  3. вовлечение работников в анализ существующих проблем или конкретных случаев и создание соответствующих проектов по их устранению;
  4. исследование практических ситуаций;
  5. мероприятия с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;
  6. дистанционное обучение;
  7. заочное обучение;
  8. индивидуальное обучение;
  9. консультирование;
  10. наставничество;
  11. ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;
  12. передача полномочий (делегирование);
  13. подготовка сообщений, докладов, обзоров, информации;
  14. создание и развитие управленческих и рабочих команд;
  15. подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;
  16. разработка рабочих процедур и стандартов;
  17. проведение «деловых игр»;
  18. самообразование;
  19. стажировки.


Кушнир И.В. Теория управления