Развитие человеческих ресурсов. Обучение работников
Начальная стадия деятельности по развитию человеческих ресурсов: разработка и реализация программ ориентации для вновь принятых работников. Процедура введения в должность косвенно относится к программам развития человеческих ресурсов, не являясь обучением или формированием необходимых навыков и знаний, но именно с нее начинается не только знакомство работника с предприятием, но и постановка перед ним задач по саморазвитию, исходя из долговременных, стратегических целей использования его потенциала.
Порядок процедуры введения в должность: нового работника встречает сотрудник из подразделения управления персоналом и обеспечивает заполнение необходимых документов. Затем его отводят на рабочее место, которое должно быть соответствующим образом подготовлено, после чего начинается его знакомство с организацией.
В перечень тем для разговора может входить следующая информация: - история предприятия и перспективы его развития;
- описание основных направлений деятельности организации; высшее и среднее звено управления;
- документы организации;
- содержание работы, должностная инструкция, границы полномочий и ответственности;
- порядок в области работы с заказчиком;
- взаимодействие с другими отделами или работниками;
- техника безопасности;
- список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
Участники процесса обучения: - высшее руководство организации, предприятия;
- руководители среднего уровня управления;
- руководители нижнего звена;
- рядовые работники организации, предприятия.
Основные задачи руководителя при обучении персонала: - определить на основе оценки деятельности сотрудника, каких знаний и навыков ему не хватает, обсудить данную проблему с подчиненным, обозначить порядок обучения;
- наметить с подразделением по персоналу сроки обучения;
- после обучения помочь сотруднику в использовании полученных знаний для повышения эффективности его деятельности.
Основные методы развития персонала: - адаптация вновь принятых или назначенных работников путем введения в курс дела и ознакомление с существующими проблемами;
- создание групп или кружков качества;
- вовлечение работников в анализ существующих проблем или конкретных случаев и создание соответствующих проектов по их устранению;
- исследование практических ситуаций;
- мероприятия с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;
- дистанционное обучение;
- заочное обучение;
- индивидуальное обучение;
- консультирование;
- наставничество;
- ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;
- передача полномочий (делегирование);
- подготовка сообщений, докладов, обзоров, информации;
- создание и развитие управленческих и рабочих команд;
- подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;
- разработка рабочих процедур и стандартов;
- проведение «деловых игр»;
- самообразование;
- стажировки.
Кушнир И.В. Теория управления
|