| Развитие человеческих ресурсов. Обучение работниковНачальная стадия деятельности по развитию человеческих ресурсов: разработка и реализация программ ориентации для вновь принятых работников. Процедура введения в должность косвенно относится к программам развития человеческих ресурсов, не являясь обучением или формированием необходимых навыков и знаний, но именно с нее начинается не только знакомство работника с предприятием, но и постановка перед ним задач по саморазвитию, исходя из долговременных, стратегических целей использования его потенциала.
 Порядок процедуры введения в должность: нового работника встречает сотрудник из подразделения управления персоналом и обеспечивает заполнение необходимых документов. Затем его отводят на рабочее место, которое должно быть соответствующим образом подготовлено, после чего начинается его знакомство с организацией.
 В перечень тем для разговора может входить следующая информация: история предприятия и перспективы его развития;описание основных направлений деятельности организации; высшее и среднее звено управления;документы организации;содержание работы, должностная инструкция, границы полномочий и ответственности;порядок в области работы с заказчиком;взаимодействие с другими отделами или работниками;техника безопасности;список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
 Участники процесса обучения: высшее руководство организации, предприятия;руководители среднего уровня управления;руководители нижнего звена;рядовые работники организации, предприятия.
 Основные задачи руководителя при обучении персонала: определить на основе оценки деятельности сотрудника, каких знаний и навыков ему не хватает, обсудить данную проблему с подчиненным, обозначить порядок обучения;наметить с подразделением по персоналу сроки обучения;после обучения помочь сотруднику в использовании полученных знаний для повышения эффективности его деятельности.
 Основные методы развития персонала: адаптация вновь принятых или назначенных работников путем введения в курс дела и ознакомление с существующими проблемами;создание групп или кружков качества;вовлечение работников в анализ существующих проблем или конкретных случаев и создание соответствующих проектов по их устранению;исследование практических ситуаций;мероприятия с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;дистанционное обучение;заочное обучение;индивидуальное обучение;консультирование;наставничество;ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;передача полномочий (делегирование);подготовка сообщений, докладов, обзоров, информации;создание и развитие управленческих и рабочих команд;подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;разработка рабочих процедур и стандартов;проведение «деловых игр»;самообразование;стажировки.
 
 Кушнир И.В. Теория управления
 |