Татарников Е.А. Мировая экономика

Виды цен на международных рынках

Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

На уровень мировых цен воздействуют:

  1. валюта платежа;
  2. условия расчета;
  3. другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

Состояние спроса и предложения в мировой торговле относится к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены.

На цену предлагаемого товара влияют:

  1. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. наличие денег;
  2. объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  3. полезность товара и его потребительские свойства.
Составляющими ценообразующих факторов предложения являются:
  1. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  2. издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  3. цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю.

Общепринятые условия поставки:

  1. техническое обслуживание;
  2. гарантийный ремонт;
  3. другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:

1) существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие);

2) в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Развитие науки и технологии оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом так называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.



Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках | Кушнир И.В. Мировая экономика | Смирнов П.Ю. Мировая экономика | Татарников Е.А. Мировая экономика