Понятие психологии потребителя
Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая
особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия
покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты
исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный
товар. Методы исследования психологии потребителя: - наблюдение;
- опросы общественного мнения;
- фокус-группы.
Проективные методики позволяют
узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам: - ролевые игры – эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя,
в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимущества и недостатки перед другими товарами;
- аналогии – проведение параллели между
реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара;
- психологические портреты – составление психологического
портрета товара, «очеловечивание» его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители;
- персонификации – представление
товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможной оптимизации его дизайна, товарных характеристик;
- некрологи – написать о воздействии
товара некролог. Яркий пример – реклама средств от комаров, от тараканов и др.
Характер и назначение рекламы: - уведомление потребителя – реклама имеет
своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и др.;
- имидж продукта – продвижение на
рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого брэнда и моды на него;
- институциональная реклама – направлена на формирование
хорошего отношения к компании – производителю, поднятию ее рейтинга, формирования уважения к ней. Основная цель – показать компанию как полезный для общества
элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни;
- информационная реклама – обычно информирует потребителя о
качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения.
Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и труд»
говорят о том, что реклама дает некоторые обещания: - обещает те или иные блага;
- неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую
продукцию;
- приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации;
- превосходство в чем-либо.
Боронова Г.Х. Психология труда | Григорьева М.В. Психология труда | Прусова Н.В. Психология труда
|