Выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе создания и реализации товара
Выбор вида юридического лица – участника торгового оборота обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. Юридическое лицо – это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права. Организация, считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т. е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде.
Основания выбора зависят от целей, на достижение которых будет направлена предпринимательская деятельность, от выполняемых организацией функций. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности:
- существенное внимание при выборе вида юридического лица уделяется обеспечению эффективности управления и контроля за имуществом юридического лица. Предусмотренные законом различия в построение руководящих органов, в распределении компетенции между ними обусловливают различные возможности влияния учредителей, вложивших свои средства и имущество в уставный капитал организации. Степень их воздействия на принятие управленческих решений может быть прямой или косвенной, опосредованной выборными органами либо ограниченной по периодам – от собрания до собрания. Для посреднических организаций, действующих на товарных рынках, характерно стремление к увеличению объемов продаж и расширению границ рынков сбыта путем создания сбытовых сетей;
- при выборе вида организации в мировой практике предпочтение обычно отдается тому, который обладает более льготным режимом налогообложения. В России за последние годы имевшиеся различия в режимах налогообложения сгладились, хотя некоторые отдельные налоговые льготы имеются и требуют учета;
- следующий фактор – это производительность труда и обеспечиваемый ею рост прибыли. Заметный рост производительности наблюдается на предприятиях, умело использующие передовые и новые технологии или на больших предприятиях с прямым управлением, без разделения на функциональные службы;
- следующий фактор, который определяет выбор вида организации, – это сохранение за учредителями прав на передаваемое в уставный фонд имущество. Согласно Гражданскому кодексу РФ внесенное учредителями имущество становиться собственностью юридического лица. Лишь члены кооператива при выходе из него в силу ст. 111 ГК РФ имеют безусловное право на возврат ему паевого взноса;
- имеются и другие немаловажные факторы для выбора вида организации. Один из них – трансакционные издержки, под которыми понимаются расходы по сбору и обработке информации о договорных контрагентах, проведению переговоров, оформлению договоров, издержки на осуществление контроля за исполнением обязательств и юридическую защиту при допускаемых нарушениях.
Доказано, что структура и размеры каждой организации определяется в зависимости от величины трансакционных издержек.
Внутри единой фирмы товар или полуфабрикаты передаются из подразделения в подразделение без оформления договоров и без взаимных расчетов. Когда же товар отчуждается от одной фирмы другой, то приходится тратиться на заключение договоров, оформление документов на товар и платить налоги на прибыль.
В законодательстве XIX в. кооператив традиционно рассматривался в качестве особой организационно-правовой формы предприятия, основная цель которого направлена на удовлетворение потребностей его членов.
Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право
|