Коммерческое право (Герасимова Л.П.) |
Качество товараУсловие о качестве товара не относится к числу существенных условий договора. Качество товара определяется как соответствие договоренностям, формализованным в договоре. При отсутствии в договоре требований к качеству продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для обычного использования товаров такого рода. В ст. 470, 471 Гражданского кодекса сформулированы правила о гарантийном сроке товара как сроке, в течение которого товар после его продажи покупателю должен соответствовать требованиям к его качеству (ст. 469 Гражданского кодекса). Если в договоре купли-продажи гарантийный срок не установлен, то в силу закона применяется правило о разумном сроке (п. 1 ст. 470 ГК). В коммерческих отношениях применяется также срок годности, т. е. срок, по истечении которого товар, независимо от его действительного состояния, предполагается непригодным для использования. Хотя п. 1 ст. 472 Гражданского кодекса не предусматривает возможности установления срока годности в договоре, продавец и покупатель вправе самостоятельно установить такое условие. Статья 474 Гражданского кодекса устанавливает перечень оснований для проведения проверки качества товара, а также в общем виде определяет условия возникновения обязанности продавца представить покупателю доказательства осуществления проверки (п. 3 ст. 474 Гражданского кодекса) и порядок ее осуществления (п. 4 ст. 474 Гражданского кодекса). Качество в договоре определяется в зависимости от вида товара:
При продаже товара по образцу или по описанию критерием надлежащего качества товара является его соответствие образцу или описанию. В договор вносятся указания о количестве отобранных образцов и порядке их сличения с поставленным товаром. В договоре можно предусмотреть, что качество товара должно соответствовать установленным стандартам. Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлении с ними других подобных объектов. Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера. К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы) и т. д. Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ст. 1 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»). Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право |