Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Теория мотивации труда на Западе

На Западе существует большое количество теорий мотивации труда. Одна из них теория Мак-Клелланда.

Она делает упор на такие потребности, как власть и успех.

Человек, у которого есть власть, ведет себя наиболее энергично, у него есть стремление отстаивать свою точку зрения, он не боится конфликтов и не избегает их.

Человек, который успешен в чем-либо, не склонен к риску, но способен брать ответственность на себя.

Таким личностям необходимо предоставлять самостоятельность и возможность самим доводить дело до конца.

Известный ученый в области лидерства Д. Мак-Грегор выделяет два основных принципа влияния на поведение людей.

Они были заложены в основы двух теорий – теории Х и теории Y.

Теория Х основывается на авторитарном типе управления, предполагающем прямое регулирование и жесткий контроль.

В соответствии с ней люди не любят работать, и их необходимо принуждать к труду, постоянно контролировать.

Теория Y основана на демократических принципах делегирования полномочий, на улучшении взаимоотношений, признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность потребностей и ожиданий.

Здесь предполагается, что работа является естественным состоянием человека и его не нужно принуждать к этому.

А. Маслоу рассматривал внешние факторы мотивации: зарплату, отношения в коллективе, поведение руководителей и т. д. Это факторы, вызывающие определенную стратегию поведения работника.

По его мнению, внешние факторы не всегда способствуют мотивации работников, а только сводят к минимуму вероятность возникновения чувства неудовлетворенности работой.

А. Маслоу выдвинул управленческую функцию, получившую название «управление». Сущность этой функции заключается в создании условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения своих личных целей, достигает целей организации.

Одной из главных заслуг западных теоретиков является доказательство того, что высокая заработная плата не всегда ведет к высокой производительности труда.

Не менее важными факторами являются качество взаимоотношений между людьми, работающими в одном коллективе, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег.



Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент