Теория организации (Кабкова Е.Н.)

Свойства и функции организационной культуры

Организационная культура способна придать смысл деятельности людей, наполнить их жизнь интересным содержанием, стимулировать их новаторство и активность. Но там, где отсутствуют представления об организационных ценностях, где люди не способны разрешать конфликты, а ценности объединять людей, культура не может считаться потенциалом организации.

К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства, как:

  • индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
  • структура – взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
  • направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
  • интеграция – степень поддержки отдельных частей организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
  • управленческое обеспечение – степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
  • поддержка – уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
  • стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
  • идентифицированность – степень отождествления работников с организацией;
  • управление конфликтами – степень разрешаемо-сти конфликтов;
  • управление рисками – степень поощрения инноваций и принятия на себя риска.

Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы.

Свойства организационной культуры подразделяются на три основные группы:

  1. всеобщность – организационная культура охватывает все стороны деятельности организации;
  2. преобладание неформальности – функционирование организационной культуры связано с неформальными коммуникациями;
  3. устойчивость – связана с традициями организации, которые существуют на протяжении ряда лет.

Функции организационной культуры разделяют на общие и специфические. К общим относятся функции регулирования, обеспечивающие внешние и внутренние задачи деятельности организации, и воспроизводства, выполняющие репродуктивные, стандартизирующие, сохраняющие, творческие, развивающие и инновационные задачи.

К специфическим относятся:

  • охранная функция – культура устраняет возникновение нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды;
  • интегрирующая функция – прививает определенную систему ценностей, объединяет интересы субъектов всех уровней организации, позволяет каждому сотруднику лучше осознать цели организации и степень ответственности перед ней;
  • регулирующая функция – регулирует поведение, нормы и правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы;
  • заменяющая функция – упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления;
  • адаптивная функция – помогает работникам приспособиться к организации;
  • образовательная и развивающая функция – предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников;
  • функция управления качеством – повышает ответственность работников, способствуя повышению качества товаров и услуг;
  • функция адаптации хозяйственной организации к нуждам общества;
  • функция регулирования партнерских отношений.


Ефимова С.А. Теория организации | Кабкова Е.Н. Теория организации | Тюрина А.Д. Теория организации