Свойства и функции организационной культуры
Организационная культура способна
придать смысл деятельности людей, наполнить их жизнь интересным
содержанием, стимулировать их новаторство и активность. Но там, где
отсутствуют представления об организационных ценностях, где люди не
способны разрешать конфликты, а ценности объединять людей, культура не
может считаться потенциалом организации.
К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства, как:
- индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
- структура – взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
- интеграция – степень поддержки отдельных частей организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
- управленческое обеспечение – степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
- поддержка – уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
- стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
- идентифицированность – степень отождествления работников с организацией;
- управление конфликтами – степень разрешаемо-сти конфликтов;
- управление рисками – степень поощрения инноваций и принятия на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы.
Свойства организационной культуры подразделяются на три основные группы:
- всеобщность – организационная культура охватывает все стороны деятельности организации;
- преобладание неформальности – функционирование организационной культуры связано с неформальными коммуникациями;
- устойчивость – связана с традициями организации, которые существуют на протяжении ряда лет.
Функции организационной культуры разделяют на общие и специфические. К общим относятся функции регулирования, обеспечивающие внешние и внутренние задачи деятельности организации, и воспроизводства, выполняющие репродуктивные, стандартизирующие, сохраняющие, творческие, развивающие и инновационные задачи.
К специфическим относятся:
- охранная функция – культура устраняет
возникновение нежелательных тенденций и отрицательных ценностей,
характерных для внешней среды;
- интегрирующая функция – прививает
определенную систему ценностей, объединяет интересы субъектов всех
уровней организации, позволяет каждому сотруднику лучше осознать цели
организации и степень ответственности перед ней;
- регулирующая функция – регулирует
поведение, нормы и правила, которые указывают на то, как люди должны
вести себя в процессе работы;
- заменяющая функция – упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления;
- адаптивная функция – помогает работникам приспособиться к организации;
- образовательная и развивающая функция – предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников;
- функция управления качеством – повышает ответственность работников, способствуя повышению качества товаров и услуг;
- функция адаптации хозяйственной организации к нуждам общества;
- функция регулирования партнерских отношений.
Ефимова С.А. Теория организации | Кабкова Е.Н. Теория организации | Тюрина А.Д. Теория организации
|