Левкина Е.В. Управление качеством

Качество как фактор повышения конкурентоспособности

Жестокая конкуренция заставляет предприятия уделять особое внимание качеству производимого товара. Успешное продвижение товара невозможно без обеспечения стабильного качества производимой продукции.

Убедиться в доброкачественности товара можно двумя способами:

  1. проверка, контроль самого товара;
  2. проверка способности предприятия-изготовителя выпускать продукцию со стабильными характеристиками, удовлетворяющими потребителя.

В настоящее время наиболее надежным общепризнанным инструментом комплексного управления качеством, действующим в рамках всего предприятия, является система качества. Международной организацией по стандартизации были разработаны стандарты серии ИСО 9000. С необходимостью иметь сертифицированную систему качества, соответствующую требованиям ИСО, все чаще сталкиваются отечественные предприятия, ведущие переговоры о заключении контрактов с зарубежными фирмами. Отсутствие сертификата ведет либо к существенному снижению цены на продукцию, либо вообще к отказу от контракта. Кроме того, отсутствие сертификата на соответствие системы качества предприятия требованиям ИСО 9000 исключает участие предприятия в тендерах для получения выгодных заказов от иностранных партнеров. Наличие у предприятия сертифицированной системы качества дает ему ряд преимуществ, в том числе:

  • расширение рынка сбыта;
  • соблюдение национального и международного законодательства;
  • создание репутации высоконадежной фирмы;
  • международное признание, более эффективный поиск равноправного партнерства.

Система качества является основой управления, она гарантирует планирование и контроль организационных, коммерческих и технических видов деятельности.

Система качества включает в себя 20 основных элементов. При ее разработке предприятие может опускать не существенные для себя элементы, а также вводить новые.

Основной документ системы качества – политика в области качества, которая декларирует поставленные цели, основные задачи и пути их решения. Она учитывает интересы 4 групп партнеров:

  1. потребителей – в качестве продукции;
  2. работников – в удовлетворенности работой;
  3. поставщиков – в гарантированных заказах;
  4. общества – в обеспечении экологической безопасности процесса производства, надежного качества продукции, выполнении требований законодательства.

Политика в области качества реализуется руководством на всех уровнях производства с использованием принципов распределения и согласования целей по вертикали и горизонтали. Система качества регламентируется целым рядом документов – стандартами предприятия по подготовке производства и производству продукции, методиками и инструкциями по качеству, а также технологической документацией. Эффективность системы качества регулярно оценивается по результатам внутренних аудитов качества.

Существование системы качества положительно влияет на дисциплину производства, систему подготовки квалифицированных кадров, производительность труда. С экономической точки зрения получение сертификата серии ИСО 9000 позволяет в значительной степени сократить расходы, связанные с контролем и поддержанием качества путем внедрения передовых технологий.



Левкина Е.В. Управление качеством