Организационное поведение (Кушнир И.В.)

Типы лидерства

Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный (деловой) лидер – это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер – это член группы, который берет на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.

Основные функции, которые выполняет лидер:

  • распределение ролей, обязанностей, заданий;
  • контроль поведения каждого члена группы;
  • планирование действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей;
  • представление коллективных интересов, воли, желаний;
  • функция арбитра;
  • функция эталона;
  • функция символа группы;
  • функция носителя ответственности;
  • функция «отца» (истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувств преданности);
  • функция носителя групповой вины.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера, который не использует явного или прямого проявления власти.

Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.



Кушнир И.В. Организационное поведение