Финансовый менеджмент (Кушнир И.В.)

Аналитические коэффициенты: коэффициенты рентабельности, рыночной активности, анализ тренда

Коэффициенты рентабельности дают обобщенную характеристику эффективности работы предприятия в целом.

Рентабельность реализованной продукции, или удельная чистая прибыль, рассчитывается по формуле:

Коэффициент рентабельности реализованной продукции = чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенных акций/выручка от реализации.

Коэффициент генерирования доходов (ВЕР) определяется по формуле:

ВЕР = EBIT/сумма активов.

Этот коэффициент полезен для сравнения предприятий с разной степенью финансового левериджа.

Рентабельность активов (ROA). Для расчета этого коэффициента используют показатель чистой прибыли:

ROA = чистая прибыль/сумма активов.

Рентабельность собственного капитала (ROE):

ROE= чистая прибыль/обыкновенный акционерный капитал.

Коэффициенты рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг соотносят рыночную цену акции с учетной ценой и доходом на акцию. Если показатели ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности в порядке, то и коэффициенты рыночной активности будут высокими, а цена акции будет максимально высокой.

Ценность акции. Этот коэффициент (Р/Е) показывает, сколько хотят платить инвесторы за доллар объявленной прибыли:

Р/Е= цена акции/доход на акцию.

Коэффициент котировки акции (М/В):

М/В = рыночная цена акции/балансовая стоимость акции = рыночная цена акции/(обыкновенный акционерный капитал/число обыкновенных акций в обращении).

Анализ тренда, или анализ динамики какого-либо коэффициента, — полезный метод анализа коэффициентов. Линия тренда позволяет оценить возможные изменения финансового положения предприятия в будущем.