История государства и права зарубежных стран (Селянин А.В.)

Третья республика

28 мая 1871 г. версальцы заняли Париж. 22 трибунала беспрерывно днем и ночью выносили обвинительные приговоры коммунарам. После гибели Коммуны Франция оказалась во власти озлобленных реакционеров и монархистов. Пока монархисты вели споры о кандидате на престол, республиканцы постепенно укрепляли свои позиции. Почти на всех частичных выборах сторонники монархии терпели поражения, что, несомненно, отражало общественное мнение.

В полномочия палаты депутатов входило принятие законов и бюджета. Правительство несло ответственность перед национальным собранием. В случае вотума недоверия оно должно было немедленно уйти в отставку. В сенат входило 300 членов, из которых 75 избирались палатой депутатов пожизненно, остальные – департаментами. В законе об отношениях государственных властей от 16 июля 1875 г. были подробно записаны полномочия президента. Так, он избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на семь лет, мог переизбираться на следующий срок. Президент имел право законодательной инициативы, являлся командующим армией, назначал и смещал чиновников, осуществлял функции главы государства. Кроме того, он мог с согласия сената распустить палату депутатов или отложить ее заседания. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президент не мог выступить в палатах, а должен был общаться с ними через министров или посредством посланий. В 80-х годах республиканцы добились того, что президент постепенно был оттеснен от выполнения важных полномочий, а реальная власть перешла к совету министров. Традиция избирать президентом малоинициативную средних способностей личность возникла из недоверия республиканцев к крупным государственным деятелям, которые могли восстановить опостылевшую монархию. Деревня переживала затяжной аграрный кризис. Владельцы мелких земельных участков не могли применять в широких масштабах технику, использовать достижения агрономической науки. Ограниченность размеров участков земли почти исключала возможность их дробления между потомками. Прирост населения в стране был крайне низким. Финансовая буржуазия считала более выгодным помещать свои капиталы не в своей стране, а за границей. Чаще всего займы давались европейским державам. Банки постепенно стали контролировать политическую и хозяйственную жизнь страны, влиять на деятельность правительства. Через посредство банков двести самых богатых семей держали в своих руках парламент, министров, прессу, всю местную администрацию. Правящие классы страны стремились не отстать от своих английских собратьев в захвате и грабеже колоний. По размерам колониальных владений Франция уступала только Великобритании. Неоднородность рабочего класса обусловила возникновение различных политических группировок, в частности реформистской рабочей партии, которая была создана в 1880 г.

Буржуазия, в свою очередь, стремилась любыми путями расколоть рабочее движение, воспрепятствовать его единству. Опытная в политических махинациях, она действовала подачками, угрозами, а иногда применением вооруженной силы. Правительство умело играть на чувствах верующих католиков и протестантов, атеистов и сектантов, поощряло шовинизм и антисемитизм. Так, по ложному обвинению в шпионаже в 1894 г. был осужден капитан А. Дрейфус, еврей по национальности. В его защиту выступил великий писатель Э. Золя, один из организаторов лагеря «дрей-фусаров». Только через 12 лет Дрейфус был полностью реабилитирован.

Таким образом, третья Французская республика строилась и существовала в постоянном изменении политических и правительственных настроениях.



Кушнир И.В. История государства и права зарубежных стран | Селянин А.В. История государства и права зарубежных стран