Коммерческое право (Герасимова Л.П.)

Ассортимент, комплектность и комплект товара. Срок поставки

В п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса сформулировано определение ассортимента (номенклатуры) товаров как соотношения определенных товаров в пределах группы товаров по различным признакам: по родам, видам, артикулам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам и др.

Групповой ассортимент означает перечень разнообразных групп однородных товаров. Развернутый ассортимент детализирует каждый вид товара по определенным показателям (например, расцветка, размер, сорт и т. д.).

В договоре можно установить порядок определения ассортимента, например путем составления его в спецификациях.

Представляется, что если ассортимент не определен в договоре и не может быть определен исходя из его содержания либо из известных продавцу на момент заключения договора потребностей покупателя, но из существа обязательства вытекает необходимость передачи товаров в ассортименте, то договор должен быть признан незаключенным ввиду недостижения соглашения о предмете договора (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса).

Комплектность товара означает, что товар представлен в комплекте как единая сложная вещь (ст. 478 Гражданского кодекса).

Правила п. 1 и 2 ст. 480 ГК о последствиях передачи некомплектного товара (ст. 478 Гражданского кодекса) являются императивными и не могут быть изменены договором.

Комплект товаров является определенным в договоре набором совершенно самостоятельных товаров (ст. 479 Гражданского кодекса), например парфюмерный набор.

Правило п. 3 ст. 480 ГК о применении правил п. 1, 2 той же статьи при нарушении обязанности передачи комплекта товаров (ст. 479 Гражданского кодекса) является диспозитивным и применяется в случае, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.

Срок поставки – согласованный сторонами и предусмотренный в контракте временной период, в течение которого продавец должен передать товар покупателю.

Формулировки условий о сроках различны:

  • фиксированная дата поставки;
  • фиксированный период поставки (неделя, месяц);
  • поставка «до востребования»;
  • немедленная поставка с момента действия договора или с момента первого действия покупателя (например, предоплаты, извещения об открытии аккредитива, получения от покупателя расчетного чека и т. д.). Этот вариант применяется по закону также в том случае, если срок поставки не обозначен; немедленная поставка производится из расчета вида и количества товара, вида транспорта и расстояния;
  • досрочная поставка также должна быть специально оговорена: покупатель вправе отказаться от товара, поставленного досрочно без его согласия;
  • поставка частями должна быть специально оговорена: тогда составляется календарный план, в котором указываются сроки поставки для каждой партии.

Предусмотренное в п. 3 ст. 511 Гражданского кодекса право покупателя отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, возникает после получения поставщиком уведомления об отказе, а не с момента его отправки поставщику.



Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право