Внешняя среда предприятия
Предприятие существует в сложном мире, оказывающем на него многостороннее воздействие. Факторы, которые
влияют на
внешнюю среду предприятия, можно разделить на две группы:
факторы прямого и
косвенного воздействия.
Факторы прямого
воздействия:
- капитал. Он необходим для нормального функционирования предприятия. Капитал может быть собственным и заемным;
-
рабочая сила является наиболее важным фактором внешней среды предприятия. От уровня квалификации, от работоспособности зависит, насколько успешно будет
предприятие;
- сырье и материалы. Они должны быть обеспеченно высокого качества и в требуемых объемах. На предприятии должна быть отлажена система
входного контроля качества поставок, тщательно отработана система снабжения, транспортировки соответствующих грузов, складирование;
- ресурсы. В
качестве ресурсов выступают капитал, сырье, материалы, рабочая сила и т.д.;
- потребители. В качестве потребителей продукции выступают как
граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия. От изучения своего потребителя во многом зависит благополучие предприятия,
уровень прибыли, конкурентоспособности;
- конкуренты. Главным объектом конкуренции являются потребители. Конкурентную борьбу также приходится вести
за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности предприятия эффективно соперничать с производителями аналогичной
продукции. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо улучшать условия труда, создавать благоприятные условия инвестирования, улучшать качество
производимого продукта;
- органы государственного и муниципального управления. Должны обеспечивать правопорядок и защиту предприятий и их собственности от
преступных посягательств (мошенников, взяточников). Государство своевременно информирует предприятие обо всех принимаемых властью решениях и новых
нормативных актах.
Факторы косвенного воздействия:
- политика. Наличие стабильной политики, органов власти и законодательства
создает благоприятный фон для развития предприятия, способствует привлечению инвестиций. С политической обстановкой связано наличие дипломатических отношений
с иностранными государствами, в которых заинтересованы предприятия. Политика определяет отношение властей к частной собственности и предпринимательской
деятельности;
- экономика. Экономический подъем, спад, кризис оказывают глубокое влияние на предприятия. Экономика определяет валютные курсы, курсы
акций и ценных бумаг. Экономические обстоятельства формируют спрос и цену на товар. От состояния экономики зависит возможность и условия получения капитала
(инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита). Внешние и внутренние займы на предприятии напрямую зависят о экономической
ситуации в стране;
- культура и социум. Влияние культуры и социальных факторов жизни на предприятии связано с определенной системой ценностей
общества, традициями, стереотипами поведения. Система ценностей определяет практику деятельности организации, указывает, что наиболее важно для предприятия
(например, «главное для нас – довольный потребитель»).
Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика
|