Технологии современного управления в государственной службе
- Перенесение управленческих методов, технологий и приемов из области коммерческой деятельности в государственную.
- Во все большем числе конкретных сфер государственной службы требуются нестандартные решения возникающих проблем. Традиционная модель управления сменяется на новую, на место авторитарного управления приходит демократическое управление.
- Постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление определенных услуг населению. Примером является сфера муниципальных услуг, где все большее число услуг переходит с государственной на частную основу – строительство дорог, эксплуатация жилищного фонда, оказание услуг связи.
- Человек рассматривается как клиент и потребитель услуг.
Характеристики успешного управления:- инновационность.
К инновационности относится технология создания команд – гибких временных творческих групп, направленных на создание нового или совершенствование старого «продукта»; инвестиции в человеческий капитал. Новая модель управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Важным является непрерывное обучение персонала;адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, в случае, если он обладает общими ценностями и общим видением;предоставление самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии управления стали активно проникать в практику государственной службы;неизменное следование правилам и процедурам. Оценка действий персонала происходит в значительной мере потому, насколько четко были соблюдены правила и процедуры;ориентация на цели и миссию. Формирование миссии постепенно укрепляется в государственной службе;количественная оценка результатов:а) оценка эффективности (отношения результата к затратам); б) результативности (отношения фактического результата к планируемому); в) экономии (отношения планируемых затрат к фактическим); измерение результатов. Повышенное внимание уделяется измерению и мониторингу результатов, полученных в процессе тех или иных действий государственной службы. Центральным местом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам;контроль со стороны потребителей услуг государственной службы. Способы осуществления:а) непосредственно; б) при помощи общественных организаций и средств массовой информации.
Особенности контроля: а) в условиях децентрализации управления становится более жестким; б) приближается к непосредственным исполнителям и начинает осуществляться ими самими; маркетинг и стратегическое планирование – яркий пример успешного использования в государственной службе приемов управления коммерческих организаций.
Кушнир И.В. Теория управления
|