Теория управления (Кушнир И.В.)

Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – управление нововведениями и инновациями.

Нововведение – прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующей его.

Инновация (от английского слова innovation) – процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Оно применимо к продукту или услуге, способу их производства; к любому усовершенствованию, обеспечивающему экономию затрат или создающему условия для такой экономии. Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, совершающихся в процессе реализации нововведений. Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которой инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги.

Внедрение – первое появление на рынке нового продукта, услуги или доведение до проектной мощности новой технологии.

Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услуги как новые именно для себя.

Понятие инновации тесно связано с понятиями «технология» и «изобретение».

Технология – способ, метод осуществления какого-либо процесса или какой-либо деятельности, знания, систематически применяемые для полезных целей.

Изобретение или открытие – это описание нового феномена или решение известной проблемы.

Назначение инновационных процессов: охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, направлены на удовлетворение потребностей рынка.

Этапы инновационного процесса материального производства:

  1. генерирование новой идеи;
  2. экспериментальная реализация новой идеи;
  3. освоение в производстве;
  4. массовый выпуск;
  5. потребление.

Причины появления инноваций:

  1. глобализация финансовых операций;
  2. постоянная возможность появления новых конкурентов;
  3. освоение новых информационных технологий и новые возможности современных электронных средств труда.

Основные установки лидера-новатора:

  1. расширение производства с целью создания новых продуктов и услуг, создания новых рыночных сегментов;
  2. ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем;
  3. выбор наукоемкого типа накопления, при котором средства, предназначенные на развитие производства, вкладываются в НИОКР;
  4. применение методов стратегического управления, участия каждого работника в обновлении и управлении производством и в присвоении прибыли и пр.;
  5. создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений;
  6. небольшое число уровней иерархии в управлении.


Кушнир И.В. Теория управления