Васильченко М. Планирование на предприятии

Понятие бюджетного цикла

Понятие бюджетного цикла подразумевает под собой совокупность действий и мероприятий по формированию бюджета компании. Бюджетный цикл подразделяется на два основных этапа:

  1. подготовительные мероприятия к процессу бюджетирования;
  2. сам процесс бюджетирования.

Подготовительный этап включает в себя:

  1. выявление стратегических ориентиров предприятия;
  2. анализ внешнеэкономической среды;
  3. выявление стратегических ориентиров бизнес-направлений;
  4. формирование внутренних нормативов.

Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного цикла. Очень часто стратегическое планирование сводится к составлению годового бюджета на предприятии. Это связано с частыми и стихийными изменениями внешней среды, т. е. изменениями в законодательстве и т. д. В связи с этим стратегическое планирование иногда просто теряет свою значимость и значение в том понимании, в котором оно и должно быть. В современной экономике стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в определении цели и соответствия этой цели ресурсам, имеющимся в наличии, в условиях постоянно меняющейся экономической среды, т. е. при стратегическом планировании выбираются приоритетные виды развития, наиболее возможные в современных условиях.

Для любых стратегических целей определены следующие критерии:

  1. конкретность;
  2. измеримость;
  3. достижимость;
  4. соотносительность с конкретным сроком достижения.

Второй подэтап бюджетного цикла заключается в формировании прогнозов внешней среды для определения факторов, влияющих на настоящее развитие предприятия, а также на его будущий рост. План данных внешних факторов или макроэкономических показателей утверждается бюджетным комитетом, который создается специально как контролирующий орган для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся:

  1. прогноз уровня инфляции;
  2. прогноз ставки рефинансирования;
  3. прогноз валютных ставок и т. д.

Кроме экономических факторов существуют также и неэкономические, такие как:

  1. законодательные факторы;
  2. факторы конкуренции;
  3. факторы политические;
  4. факторы рыночные и т. д.

Данной группой факторов нельзя пренебрегать, так как от них зачастую может зависеть гораздо больше, чем от экономических факторов.

Следующий этап бюджетного цикла имеет важность в связи с необходимостью планирования по всем сферам деятельности компании. Здесь выбираются приоритетные направления деятельности.

После этапа подготовки предполагается непосредственно сам процесс бюджетирования. На данном этапе в соответствии с поставленными целями и задачами производится консолидация имеющихся данных, которые до этого были представлены центрами финансовой ответственности. Данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.



Бекетова О.Н. Бизнес-планирование | Кушнир И.В. Бизнес-планирование | Найденков В.И. Бизнес-планирование