Особенности и значение малых инновационных фирм
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого и среднего предпринимательства подразумеваются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.
Большую часть малых фирм сегодня составляют так называемые венчурные фирмы, которые специализируются на исследованиях и разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, новаторы. Такие фирмы, как правило, не занимаются производством продукции, они только передают свои разработки другим, более крупным компаниям. Также венчурные фирмы могут являться дочерними компаниями крупных организаций.
Особенности венчурных фирм заключаются в следующем:
- долевое участие инвестора в капитале фирмы;
- предоставление средств на достаточно длительный срок;
- активная роль инвестора в управлении финансирования им фирмы.
На современном этапе развитие малого предпринимательства определяется следующими факторами:
- внедрение во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения;
- принятие государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству;
- государственная и внебюджетная поддержка финансирования рискового венчурного бизнеса;
- гибкость и адаптивность малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников к требованиям рынка и достижениям научно-технического прогресса;
- повышение интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремление к свободе в творческой деятельности;
- более высокая эффективность конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрая отдача инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями.
Однако существуют также и факторы, оказывающие влияние на сдерживание роста их количества. К таким факторам можно отнести:
- большой риск инвестирования в связи с малой номенклатурой выпускаемых товаров и выполняемых услуг. Таким образом, при не реализации этого товара компания терпит банкротство;
- значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
- слабая инфраструктура фирмы и ее незащищенность.
Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
|