Маркетинг (Кушнир И.В.)

Понятие рыночной конъюнктуры, ее виды

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, – это конкретная экономическая ситуация на данный момент. Она отражает текущее состояние спроса и предложения.

Понятие рыночной конъюнктуры включает:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  • уровень устойчивости или колебаний его основных параметров;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого риска;
  • силу и размах конкурентной борьбы;
  • состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом.

1. Постоянно действующие:

  • изменения в условиях развития страны, региона;
  • влияние монополий;
  • научно-технический прогресс;
  • влияние государственного сектора экономики;
  • влияние инфляции.

Эти факторы можно с относительной долей точности предвидеть и прогнозировать.

2. Непостоянно действующие:

  • изменение внешних экономико-политических условий;
  • сезонность производства или завоза продукции;
  • стихийные бедствия, локальные конфликты;
  • влияние конкурентов.

Данные факторы предвидеть трудно, и они учитываются (принимаются) по факту.

В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных рынков. Однако эти виды конъюнктуры тесно взаимосвязаны и имеют общие черты:

  1. непостоянство, изменчивость и частые колебания;
  2. неравномерность – совпадение направления динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадение темпов;
  3. исключительная противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций.

Например, рост показателей добычи сырья частными российскими компаниями может говорить об их успехах. При этом многие эксперты бьют тревогу в связи с тем, что государство выпускает из рук стратегические направления, связанные с безопасностью страны, а также угрожающие истощением недр. Или еще: рост импорта автомобилей может радовать тем, что потребитель получает качественную и престижную технику, но при этом приходит в упадок отечественное автомобилестроение.



Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг