Принципы контроллинга
Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.
Выделяют следующие основные принципы контроллинга:
- принцип регулирования динамики развития организации, т. е.
ускорение или торможение различных процессов в организации. Одни
процессы требуют ускорения, другие, наоборот, торможения. Сочетание
первого и второго – важнейшая задача контроллинга, который и
предназначен распознавать и выявлять положительные и отрицательные
тенденции, возможности влиять на них соответствующим образом;
- принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и
т. д. Без фиксации или документального оформления невозможны
сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин. В
современном управлении такая фиксация осуществляется посредством
компьютерной техники. Однако некоторые факты необходимо оформлять в
документальном порядке;
- принцип регулярности контроля, мониторинга процессов. Контроллинг
построен не на эпизодическом или выборочном, а на регулярном контроле.
Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов
и точки контроля;
- принцип гибкости контроля, т. е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации;
- принцип фактологии, отражающий
правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны
составлять цель и миссия организации, концепция управления,
систематизация фактов;
- принцип накопления информации, позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее;
- принцип анализа тенденций, т. е. сравнительные оценки и сопоставления;
- принцип стратегичности. Главным
в содержании контроллинга является обеспечение развития предприятия по
стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с
разработанной стратегией;
- принцип своевременности обнаружения отклонений – устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки;
- принцип организационного обеспечения, т. е.
необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса,
необходимого для реализации всех перечисленных принципов и
специализированных функций.
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление
|