Структура инновационных организаций
Различают следующие основные типы структур инновационных организаций:
- линейная – планирование работ и контроль их выполнения осуществляются по вертикали от руководителя к производственным подразделениям, выполняющим управленческие функции;
- функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, а сама работа выполняется производственными подразделениями;
- линейно-функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, сама работа выполняется производственными подразделениями. При этом все подчиняются руководителю;
- матричная, или штабная, – в линейно-функциональную структуру добавочно включают генеральных конструкторов и менеджеров по проектам с функциями контроля за конкурентоспособностью;
- бригадная – в фирме организуются комплексные бригады из 10–15 сотрудников (конструкторов, технологов, экономистов, рабочих и других) для проведения отдельных работ и производства составных частей изделия;
- дивизиональная – эта структура используется только для многономенклатурных концернов, разделенных на производства по типу изделий. Функциональные подразделения присутствуют и у отдельных производств, и у всего концерна в общем.
Все перечисленные типы структур обладают своими недостатками и преимуществами.
Для выбора конкретной структуры конкретного предприятия необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру. К таким факторам относят:
- развитие специализации и кооперирования производства;
- автоматизацию управления;
- использование при проектировании структуры и функционировании системы инновационного менеджмента комплекса научных подходов;
- следование правилам принципов рациональной организации производственных процессов;
- переход на проблемно-целевую структуру уже имеющихся структур управления.
Базисные правила формирования проблемно-целевой структуры фирмы:
- целевой подход;
- комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия;
- ориентация на проблемы;
- курс на определенные изделия или рынки при создании структур подразделений по конкретным товарам или рынкам, организацию финансового плана предприятия;
- отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации достижения целей предприятия;
- обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
- обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров.
Таким образом, структура характеризуется количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию, структурой целей, содержанием положений о должностных инструкциях.
Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
|