| Структура инновационных организацийРазличают следующие основные типы структур инновационных организаций:
 линейная – планирование работ и контроль их выполнения осуществляются по вертикали от руководителя к производственным подразделениям, выполняющим управленческие функции;
функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, а сама работа выполняется производственными подразделениями;
линейно-функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, сама работа выполняется производственными подразделениями. При этом все подчиняются руководителю;
матричная, или штабная, – в линейно-функциональную структуру добавочно включают генеральных конструкторов и менеджеров по проектам с функциями контроля за конкурентоспособностью;
бригадная – в фирме организуются комплексные бригады из 10–15 сотрудников (конструкторов, технологов, экономистов, рабочих и других) для проведения отдельных работ и производства составных частей изделия;
дивизиональная – эта структура используется только для многономенклатурных концернов, разделенных на производства по типу изделий. Функциональные подразделения присутствуют и у отдельных производств, и у всего концерна в общем.
 Все перечисленные типы структур обладают своими недостатками и преимуществами.
 Для выбора конкретной структуры конкретного предприятия необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру. К таким факторам относят:
 развитие специализации и кооперирования производства;
автоматизацию управления;
использование при проектировании структуры и функционировании системы инновационного менеджмента комплекса научных подходов;
следование правилам принципов рациональной организации производственных процессов;
переход на проблемно-целевую структуру уже имеющихся структур управления.
 Базисные правила формирования проблемно-целевой структуры фирмы:
 целевой подход;
комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия;
ориентация на проблемы;
курс на определенные изделия или рынки при создании структур подразделений по конкретным товарам или рынкам, организацию финансового плана предприятия;
отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации достижения целей предприятия;
обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров.
 Таким образом, структура характеризуется количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию, структурой целей, содержанием положений о должностных инструкциях.
 
 Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
 |