Контроль и ревизия (Кушнир И.В.)

Ревизия денежных средств

  1. Оценка системы внутреннего контроля денежных средств
  2. Контроль соблюдения законодательства в отношении денежных средств
  3. Контроль финансовой отчетности в отношении денежных средств
  4. Контроль эффективности использования денежных средств
  5. Специальные контрольные мероприятия в отношении денежных средств
  6. Документальное оформление ревизии кассы

Оценка системы внутреннего контроля денежных средств

  1. Обсудите с представителями проверяемой организации, как они оценивают риски искажения данных о величине денежных средств в бухгалтерской отчетности.
  2. Обсудите, какие меры принимаются ими для снижения риска искажения сотрудниками организации таких данных.
  3. Запросите документы, регламентирующие проведение таких процедур.
  4. Запросите документы, подтверждающие проведение таких мер. Изучите содержание таких документов, результаты контроля, степень выполнения установленных регламентов или положений. Побеседуйте с лицами, проводившими мероприятия и подписавшими итоговые документы.
  5. Повторите (по возможности) такую же контрольную процедуру.
  6. Сделайте предварительный вывод о состоянии внутреннего контроля на данном участке.

Иллюстрация. В большинстве случаев такими мерами являются инвентаризации денежной наличности. Попросите акты инвентаризаций за отчетный год.

К сожалению, во многих случаях эти акты заполняются формально, без проведения реальной проверки состояния денежных средств. Ревизор может побеседовать с членами инвентаризационной комиссии (с каждым в отдельности) попросив их описать, как проходила инвентаризация (в какое время: утром и вечером, что пересчитывали вначале, что потом и т. д.).

Отдельной контрольной процедурой является внезапная инвентаризация. Необходимо изучить, как она была организована, если она проводилась, была ли возможность предупредить кассира о ее проведении.

При значительном объеме кассовых узлов эффективной контрольной процедурой является ротация кассиров. В этом случае ревизор может ознакомиться с планом ротации и проверить по табелям и кассовым документам, было ли реальное перемещение кассиров. В этом случае, как правило, путем инвентаризации должны выявляться небольшие излишки или недостачи (наверное, каждый сталкивался в магазине с ситуацией «занесете потом», или «к сожалению, нет мелких монет»). Отсутствие в течение всего отчетного периода факта выявления недостачи или излишков при инвентаризации кассовых узлов требует дополнительного изучения.

Элементом среды контроля является наличие в организации формального запрета кассирам иметь при себе собственные денежные средства. Ревизор может проверить документальное наличие такого запрета и подпись кассира об ознакомлении.

Другой разновидностью контрольных процедур является классическая физическая охрана средств, помещения, а также самих сотрудников кассовых узлов. Как минимум, ревизор должен убедиться в наличии сейфа, железных дверей и тревожной кнопки в помещении кассы, а также действительности договора с соответствующими охранными службами. Ревизор может провести повторную процедуру внезапной проверки, попросить кассира показать последние кассовые ордера. Отсутствие на них нумерации, подписей руководителя и т. д. свидетельствуют о типичной, но далеко не лучшей ситуации в области внутреннего контроля. Ревизор также может попробовать ввести в используемую компьютерную базу реквизиты расходного кассового ордера с номером, идентичным уже выданному, проведя корректировку нумерации вручную. Если это возможно, он может сделать вывод о ненадежности встроенных в компьютеризированную систему средств контроля.

Контроль соблюдения законодательства в отношении денежных средств

В отношении денежных средств проверка законодательства включает проверку соблюдения двух основных законов – о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) и о противодействии легализации доходов, добытых незаконным путем.

Проверка соблюдения закона о ККТ является компетенцией органов налогового контроля, полномочия других контролеров определяются в соответствии с законодательством. Например, внутренний контролер может проверить соблюдение этого закона, если это предусмотрено положением. Лучшим методом проверки в этом случае является метод «таинственный покупатель», известный в советской ревизии как метод контрольной покупки, когда, не афишируя свой статус, контролер производит закупку как обычный покупатель, наблюдая за всем процессом фиксации полученных от него денежных средств. Более сложным вопросом является включение в реализацию этого метода элемента провокаций типа «я спешу, чек не нужен» и т. д. Но в настоящее время ведется дискуссия о допустимости применения этого метода.

Соблюдение закона о противодействии легализации также находится в сфере органов государственной компетенции. Однако ряд организаций обязан создавать специальную систему внутреннего контроля для соблюдения положений данного закона. Так, в п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» четко определены требования к содержанию правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

При этом правила внутреннего контроля организаций (за исключением кредитных организаций) разрабатываются с учетом Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 упомянутого федерального закона, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

Кроме того, при разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля целесообразно использовать Рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом Комитета по финансовому мониторингу России.

Контроль финансовой отчетности в отношении денежных средств

Проверка операций с наличными денежными средствами за отчетный период предполагает изучение того, что:

  1. все отраженные в учете операции действительно имели место (предпосылка «возникновение);
  2. все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты);
  3. правильно отражены суммы и другие идентификационные признаки (кому, за что, когда и т. д.).

Проверка данных об остатках наличных денежных средств на конец года. Следует сравнить сумму в кассовой книге, в отчете кассира за последний рабочий день отчетного года и данные бухгалтерского счета. Здесь также крайне редко выявляются ошибки. Более интересные результаты дает анализ количества выписанных приходных и расходных кассовых ордеров в среднем в день с показателями последней декады декабря. Однако выявленное возрастание объема может иметь два различных объяснения: обычное стремление завершить все расчеты к концу года (например, получить депонированную заработную плату) или «подтасовка» для достижения «нужных» показателей.

Проверка операций с безналичными денежными средствами. Наиболее надежным методом проверки является получение от банка оригинала подтверждения остатка на расчетном счете на отчетную дату с указанием оборотов по счету за отчетный год. Данные сверяются с учетными, подтверждение банка подшивается к материалам ревизии.

Необходимо запросить информацию о всех банках, в которых открыты счета организации. По мере необходимости и возможности сверить эти данные с данными налогового органа. Выборочно можно открыть два-три разных договора и сверить указанные в договорах реквизиты с предоставленной информацией о счетах. Очень часто реквизиты меняют письмами, оставляя в договорах неизмененные данные. Для этого нужно посмотреть порядок учета исходящих писем. Отсутствие четкой архивации или уничтожение таких писем после отправки являются сигналом для более подробного изучения этого аспекта. Для этого бухгалтера можно попросить вывести список дебиторов, оплативших свои долги в отчетном году неденежными средствами (зачетами, поставками, векселями и т. д.). Подозрение могут вызывать средние и мелкие по объему задолженности, часто повторяющиеся в данных отчетности дебиторов. В этом случае ситуация требует более детального рассмотрения.

Проверка правильности составления отчета о движении денежных средств. Часто этой отчетной форме не уделяется должного внимания при контроле, хотя она в большой мере является отражением реального состояния дел на данном участке. Самым простым способом контроля является проверка движения средств по инвестиционной деятельности (покупка или продажа основных средств, ценных бумаг и т. д.). Как правило, организация в течение года приобретает хотя бы одно основное средство. Следует попросить бухгалтера распечатать данные о стоимости приобретенных за год основных средств и сравнить с данными отчета о движении денежных средств по инвестиционной деятельности. Примерно схожие цифры подтверждают правильность отчетности; расхождение может объясняться тем, что приобретенные основные средства еще не оплачены (или наоборот, оплачены, но еще не получены), или ошибкой в отчете.

Контроль эффективности денежных средств

Оценка эффективности начинается с изучения вопроса о наличии бюджетов денежных средств, регламентации их разработки, утверждения и изменения.

Ревизор может попросить предоставить документы, подтверждающие проведение анализа исполнения бюджета, выяснение причин неисполнения и т. д.

Отдельным вопросом является оценка эффективности самого денежного обращения. Не надо забывать, что, к сожалению, некоторые законодательные акты содержат нормы, препятствующие наиболее эффективному распоряжению денежными ресурсами. Этот аспект следует учитывать при формировании выводов. Например, организация получила деньги, но они понадобятся ей только через три недели. Они могут лежать на расчетном счете, быть положены на депозит, вложены в ценные бумаги и т. д. Оценка эффективности, но и риска различна. Понятно, что вложения в ценные бумаги могли дать большую прибыль, чем депозиты, а могли и вообще «прогореть». В ряде случаев, например, при получении целевых средств, размещение их даже на депозит четко законодательством не урегулировано.

На примере изучения обстоятельств конкретных платежей анализируются условия платежа, выбор их наиболее эффективной формы.

При оплате поставщику изучается, была ли это предоплата или последующая оплата, и можно ли было заплатить позже, предусмотрен ли платеж бюджетом, как он проведен по отчету, были ли отклонения от бюджета и т. д.

Зачастую организации получают значительные суммы, сдают их в банк, платят за инкассацию, пересчет наличных денег, а на следующий день забирают примерно такую же сумму для выдачи заработной платы, опять платят за инкассацию, а также за выдачу наличных денег. При выявлении таких фактов ревизору следует рассмотреть вопрос о возможности без нарушения требований законодательства сократить расходы на сдачу и получение денег, например согласовать графики поступления средств от покупателей с днями выдачи заработной платы или получить разрешение банка на выдачу заработной платы из выручки и т. д.

В некоторых случаях организации платят своему банку высокий процент за сдачу и получение наличных денег, в то время как другие банки предлагают более льготные условия, вплоть до бесплатного зачисления наличных средств на расчетный счет. Ревизору следует проверить, анализировались ли условия работы банка с наличными денежными средствами, какие аргументы были решающими при выборе обслуживающего банка.

Выдача значительных денежных сумм под отчет работникам на длительные сроки (в том числе с периодическим оформлением возврата подотчетных сумм) могут рассматриваться как операции беспроцентного кредитования физического лица.

Исследованные графики и результаты их анализа также приобщаются к материалам ревизии.

Специальные контрольные мероприятия в отношении денежных средств

Риск того, что не все поступившие наличные деньги отражены в учете. В этом случае полученные денежные средства не приходуются в кассу организации. При этом сами приходные кассовые документы либо вообще не оформляются, либо оформляются, но затем уничтожаются.

Выявляются данные случаи путем проведения процедуры «таинственный посетитель»: ревизор производит закупку, а затем проверяет отражение уплаченных им денег в бухгалтерских документах организации-продавца.

Нарушение может быть выявлено путем наблюдения за работой кассира. Подозрение могут вызывать запись всех платежей не сразу в кассовую книгу, а в отдельный лист, тетрадь, отсутствие нумерации выданных документов, явный разрыв в нумерации выдаваемых в течение дня квитанций приходных кассовых ордеров и ордеров за прошлый день, наличие неоформленных листов кассовый книги за последний рабочий день, предшествующий ревизии, наличие двойной нумерации кассовых документов, нумерации с использованием дробей и букв, например выписка приходных кассовых ордеров № 343/2 и № 344/а.

Инвентаризация кассы в данном случае, как правило, не результативна, поскольку кассир предъявляет все реально выданные документы, и ни излишков, ни недостач в кассе не выявляется. Аналитически может быть выявлен необычно высокий оборот в день ревизии. Например, обычная выручка за день составляет 100 тыс. руб., в день ревизии по результатам инвентаризации кассы выручка составила 300 тыс. руб. Но работники имеют, как правило, заготовленный ответ «прошла реклама», «нашли хороших распространителей», «не знаем, почему сегодня все вдруг решили закупиться» и т. д. Подтвердить факт наличия «двойной бухгалтерии» может кассир, однако вероятность получения от него письменного подтверждения данного факта мала.

Риск того, что не все выплаты наличными деньгами отражены в учете. Перевод наличных в сферу неофициального оборота может производиться различными путями:

  • оформление наличных выплат за неосуществленные работы;
  • оформление наличных выплат «подставным» лицам;
  • оформление наличных выплат по фиктивным договорам поставки.

Риск хищения наличных денежных средств. Хищение возможно различными способами:

  • путем подделки подписей на расходных кассовых документах;
  • путем двойного учета документов;
  • путем намеренной арифметической ошибки;
  • путем неотражения документально полученных наличных денежных средств в кассу организации;
  • путем замены денежных купюр на поддельные.

Документальное оформление ревизии кассы

Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указываются их сумма и обстоятельства возникновения.

В акте о произведенной ревизии также могут быть приведены следующие данные:

  • нарушения правил ведения кассовых операций;
  • правильность оформления кассовых документов и ведения кассовой книги;
  • соблюдения предельной суммы расчетов наличными денежными средствами;
  • особые замечания членов комиссии, если эти замечания имеются.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна также производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.



Иванова Е.Л. Контроль и ревизия: конспект лекций | Иванова Е.Л. Контроль и ревизия: самое главное | Кушнир И.В. Контроль и ревизия