Финансовый менеджмент (Кушнир И.В.) |
Потребности во внешнем финансировании и устойчивый темп ростаФакторы потребности во внешнем финансировании:
Темп прироста объема реализации в основном определяет потребность во внешнем финансировании. Чем быстрее растет объем реализации предприятия, тем больше его потребность во внешнем финансировании. Лишь при очень низких значениях темпа прироста объема реализации внешнее финансирование может не понадобиться. Использование производственных мощностей. Если основные средства были загружены только на часть их мощности, то рост производства не требует дополнительного наращивания основных средств до тех пор, пока объем реализации не достигнет того уровня, при котором все основные средства были бы полностью загружены. Капиталоемкость продукции — это стоимость всех активов, приходящаяся на рубль объема реализации. Если капиталоемкость низка, то объем реализации может расти быстро, и при этом не возникает большой потребности во внешних источниках финансирования. Рентабельность реализованной продукции также является важным фактором, определяющим размер потребности во внешнем финансировании: чем выше удельная прибыль, тем ниже потребность в средствах извне, если значения других факторов остаются постоянными. Дивидендная политика. Особенности дивидендной политики предприятия также влияют на уровень потребности во внешнем капитале. Сокращение дивидендов увеличивает нераспределенную прибыль и сокращает потребность в финансировании, и наоборот. Приемлемый темп прироста, который некоторые авторы именуют устойчивым темпом роста. Нередко предприятия стараются избежать выпуска новых акций. При этом перед финансовыми менеджерами встает вопрос: как быстро может расти и развиваться предприятие, не сталкиваясь с необходимостью выпуска новых акций, или каков приемлемый темп прироста? Если предприятие работает на полную мощность и если структура капитала совпадает с целевой, то приемлемый темп прироста, g*, можно найти, используя формулу: g* = M b (1 + D/E)/[A/S – M b (1 + D/E)], где М — прогнозируемая рентабельность, или чистая прибыль, деленная на объем реализации; b — целевое значение коэффициента реинвестирования прибыли, равное единице минус целевое значение нормы выплаты дивидендов; D/Е— целевое значение соотношения заемных и собственных средств; А/S — отношение суммы активов к объему реализации, величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов. |