Демидова Н.В. Метрология, стандартизация и сертификация |
Понятие качества продукцииКачество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию. Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др.-гр. «мет-рео» – «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям. 1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества. 2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта. Основными целями квалиметрии являются:
Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.
Методы определения показателей качества продукции следующие. 1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.). 2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей. 3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека. 4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д. 5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.). 6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качестве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д. Демидова Н.В. Метрология, стандартизация и сертификация | Клочкова М.С. Метрология, стандартизация, сертификация |