Кошелев А.Н. Национальная экономика

Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

Основу свободного общенационального рынка составляет право хозяйствующих субъектов осуществлять экономическую деятельность сообразно своим интересам и в соответствии с законодательством. Функционирование национального рынка построено на взаимодействии потребителей и производителей, результатом которого является ценообразование. Оно включает и различные производственные, финансовые и коммерческие и информационные структуры.

Общенациональный рынок – это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.

Определяющее воздействие на характер функционирования рынка оказывает общее количество потребителей и производителей – взаимодействие спроса и предложения. Оно выражается в ключевом понятии рынка – «конкуренция». Это специфический вид взаимодействия потребителей между собой, результатом которого является определение общего количества благ и его цены.

Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:

  1. процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
  2. процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
  3. является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.

По критерию обращения выделяют следующие виды рынков в структуре общенационального:

  1. рынок товара;
  2. финансовый рынок;
  3. рынок услуг;
  4. рынок труда.

К основным параметрам функционирования рынка относят:

  1. товарность (набор товаров, представленных на рынке);
  2. территориальные границы функционирования рынка.

Основными количественными характеристиками рынка являются:

  1. количество производителей на рынке;
  2. количество потребителей на рынке;
  3. распределение позиций между производителями;
  4. степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.

Основными количественными характеристиками рынка являются:

  1. возможность выхода на рынок новых производителей;
  2. количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
  3. уровень конкуренции на рынке;
  4. степень подверженности внешним факторам;
  5. наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.

Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.



Кошелев А.Н. Национальная экономика: конспект лекций | Кошелев А.Н. Национальная экономика: самое главное