Показатели качества и конкурентности продукции
Конкурентоспособность характеризуется способностью (возможностью) сбыта товара на рынке. Ее можно определить, только
сравнивая товары конкурентов между собой (т. е. понятие четко привязано к рынку). Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей, в которую
входят: - показатели качества (технические показатели);
- организационные показатели (факторы). В них входят система скидок при продаже (оптом,
единичная продажа), условия поставки, срок гарантийного обслуживания, организационная помощь в эксплуатации;
- экономические показатели (показатели,
формирующие цену потребления).
Цена потребления складывается из расходов на покупку, т. е. цены товара и расходов, связанных с потреблением
(эксплуатацией). Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
предполагаемые потребности. Таким образом, любая продукция обладает вполне определенными свойствами, которые проявляются в процессе ее создания и
эксплуатации (потребления). Классификация свойств продукции по характеру удовлетворяемых потребностей: - показатели назначения характеризуют основные
функции, для выполнения которых предназначены изделия, и обусловливают область их применения. Показатели этой группы являются специфичными для каждого вида
продукции;
- показатели надежности характеризуют способность изделия выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени.
Характеризуются, в свою очередь, следующими показателями: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью;
- показатели экологические
отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели имеют количественное значение,
которое фиксируется в технических условиях (ТУ). ТУ – нормативный технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции. При разработке
продукции и создании комплекса технической документации ТУ являются неотъемлемой частью этого комплекса;
- показатели транспортабельности характеризуют
изделие с точки зрения транспортировки;
- показатели эргономичности характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс гигиенических,
антропометрических (система измерения человеческого тела), физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых
процессах;
- показатели технологичности – способность к изготовлению, удобство в эксплуатации. Характеризуются трудоемкостью,
материалоемкостью;
- показатели стандартизации и унификации отражают насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями,
а также уровнем унификации с другими изделиями;
- показатели эстетические. Отражают рациональность формы, целостность композиции, совершенность
производственного исполнения изделия;
- показатели безопасности характеризуют техническую безопасность изделия.
Патент на правовые показатели
характеризует патентную и правовую чистоту продукции.
Левкина Е.В. Управление качеством
|