Функции общенационального рынка
Рынок выполняет следующие функции:
-
регулирование. Это
проявляется в том, что производитель предлагает на рынок только те блага, которые необходимы потребителю. Ценообразование является одним из важнейших
механизмов регулирования, которое регулирует предложение благ;
-
мотивация. Производители, предлагающие блага по минимальной цене и высокого
качества, получают за это соответствующее вознаграждение в виде прибыли. И напротив, производитель, действующий неэффективно, получает стимул к улучшению
своей деятельности в виде убытков;
-
распределение. Рынок создает необходимые условия для того, чтобы распределить прибыль в соответствии с вкладом
каждого из хозяйствующих субъектов;
-
контроль. Он проявляется в виде конкуренции – она не допускает неоправданного завышения цены и снижения
качества благ посредством свободы выбора потребителя: потребитель покупает только то благо, которое соответствует его ожиданиям по цене и качеству.
В
зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как: -
полиполия. Это рынок совершенной конкуренции. Большое
количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены;
-
монополия. Это рынок, на котором
действует только один производитель определенного блага и множество потребителей;
-
монополистическая конкуренция. Это рынок, на котором действует
несколько крупных производителей однородного блага;
-
олигополия. Это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага
принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения.
Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое
количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков
национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.
В структуру общенационального рынка входят
следующие рынки:
- рынок экономических ресурсов, включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ;
- финансовый
рынок, включающий в себя обращение специфического товара – капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
- рынок труда. Его
основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд;
- рынок потребительских благ,
представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага – результата хозяйственной деятельности.
Кошелев А.Н. Национальная экономика: конспект лекций | Кошелев А.Н. Национальная экономика: самое главное
|