Теория организации (Кабкова Е.Н.) |
Деловое поведение работниковРазвитие и динамика группы зависят от делового поведения каждого работника. Существует два подхода к определению делового поведения:
Чтобы деловое поведение было управляемым, его необходимо рассматривать как единство профессиональной деятельности и профессионального общения. Деловое поведение имеет следующие свойства: 1) функциональная определенность. Каждый работник знает, какие виды работ он должен выполнять на своей должности. В должностных инструкциях определяется ответственность работника и его права; 2) временная заданность. Деловое поведение всегда имеет временную заданность, т. е. деловое поведение протекает в определенных временных границах и становится напряженным в зависимости от сроков начала и окончания работ; 3) самоорганизуемость. Деловое поведение может разворачиваться как личная программа деятельности в рамках общей организующей программы; 4) мотивационная автономность – выполнение заданий осознается сотрудниками в качестве цели, ради которой они включаются в профессиональную деятельность и вовлекаются в профессиональное общение; 5) деловое поведение может быть предсказуемо, т. е. по мере накопления опыта совместной работы работники достигают определенного уровня сработанности на основе высокой самодисциплины, исполнительности и взаимной требовательности. По мнению руководителей, люди являются наименее поддающимся управлению компонентом управленческой деятельности. Основной проблемой является проблема исполнения. Исполнение складывается из индивидуальных свойств работника, прилагаемых усилий и организационной поддержки. Индивидуальные свойства работника включают:
В сознании личности могут присутствовать отрицательные установки на некоторые виды работ. Отрицательные установки могут сочетаться с положительными. Каждый работник является индивидуальностью и раскрывается в личных поведенческих контактах. Личность формируется с детства и определяется с помощью вопросов: «Что я хочу?», «Что я могу?», «К чему я стремлюсь?», «Что мне надо делать?». Эти вопросы являются основными характеристиками личности и воспринимаются работниками как установки для проявления определенного делового поведения. Они выражают зависимость личности от собственных возможностей (могу), от определенных обстоятельств (надо) и от усилий по достижению цели (стремлюсь). Выделяют следующие основные модели делового поведения личности в организации.
Ефимова С.А. Теория организации | Кабкова Е.Н. Теория организации | Тюрина А.Д. Теория организации |