Антикризисное управление (Евграфова И.Ю.)

Социальное партнерство в антикризисном управлении

При возникновении кризиса действенным способом решения проблем между трудящимися, работодателем и государством является социальное партнерство.

Партнерству присущи следующие черты:

  1. преимущественно переговорный характер разрешения противоречий;
  2. согласование социально-экономической политики;
  3. разработка мер защиты интересов партнерства;
  4. участие наемных сотрудников в управлении.

На практике доказано, что механизм социального партнерства помогает обеспечить:

  1. взаимосвязь наемных работников и работодателей с целью экономического роста;
  2. рост трудовой и социальной активности, оздоровление процесса конкуренции;
  3. улучшение условий труда;
  4. снижение и смягчение остроты социальных конфликтов.

Объективные и субъективные предпосылки социального партнерства зародились тогда, когда в экономике государств возникли такие явления, как профессиональные союзы и союзы предпринимателей. Экономические депрессии первой половины XX в. вынудили перейти стороны от конфронтации к созидательной политике.

Элементами такой политики являются:

  1. ограниченное регулирование социально-экономических процессов;
  2. менеджеризм, демонополизация, поддержание конкуренции; многообразие и равноправие форм собственности;
  3. стимулирование научно-технического прогресса;
  4. международная интеграция;
  5. социальное партнерство как механизм выработки взаимоприемлемых решений.

В России социальное партнерство ассоциируют с профсоюзами или предпринимателями.

В Российской Федерации ставится знак равенства между партнерством и трипартизмом, т. е. сотрудничеством профсоюзов, предпринимателей и государства. Опасность данного подхода проявляется в подмене комплекса элементов партнерства. Преодолеть такую опасность можно с помощью социальной и трудовой активности. Преодоление обосновано поставленными целями. Во-первых, в кризисной ситуации необходим лидер, способный высказывать общественные интересы и решения. Во-вторых, с помощью социального партнерства можно разрешить противоречия между капиталом и трудом. В-третьих, необходимо создание организационной структуры социального партнерства. В-четвертых, появляются профессиональные союзы, разделенные по политическому направлению.

При развитии социального партнерства нельзя прибегать к формализму. При социальном партнерстве стоит задача построения иерархической структуры, создания оптимальных условий труда и развития социально-трудовых отношений.



Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление