Правдивость массовой информации. Манипулирование общественным мнением
Всякая информация собирается и кодируется конкретными людьми, призванными выражать интересы учредителей. Владельцы СМИ – это субъекты, учредители, финансирующие их. В качестве учредителей выступают: - Государство, властные структуры.
- Отдельные государственные учреждения.
- Общественные организации и политические партии.
- Коммерческие организации.
- Частные лица.
- Международные организации.
Искажения информации в СМИ происходят по следующим причинам:
- ненамеренные искажения:
- невнимание;
- ошибки при передаче по цепочке;
- непроверенные источники;
- преднамеренное искажение фактов;
- преднамеренный выбор формы подачи:
- ирония;
- сарказм;
- соответствующее звуковое и музыкальное сопровождение;
- преднамеренное искажение фактов, которое в будущем могут выдавать как ошибку;
- претенциозная подборка фактов и личностей в сообщении;
- тенденциозное замалчивание одних фактов и подчеркивание других;
- тенденциозные комментарии к фактам.
Отмечается более высокое доверие к «своим» СМИ, которые читатель воспринимает как выражающие его интересы. Доверие между читателем и СМИ основывается на схожести взглядов и моральных ценностей. Поэтому главная задача СМИ – изначально выбрать целевую аудиторию и полноценно информировать ее в соответствии с определенными ее интересами и вкусами.
Манипулирование информацией может носить негативную окраску и подпадать под санкции Законов РФ «О рекламе» и «О средствах массовой информации».
К более этичным средствам манипулирования относится «убеждение» и «внушение».
В основе убеждения – логическое упорядочивание фактов. Приемы убеждения.
- Фрагментарность подачи. Это дробление информации, которая придает ей: видимость разносторонности и оперативности; гибкости путем акцентирования внимания на одних сторонах и умалчивания других.
- Ритуализация. Это показ официальных процедур, приемов, встреч, совещаний. Зритель ощущает важность момента, значимость происходящего, видит активные действия заказчиков PR-кампании.
- Персонализация. Она акцентирует внимание не на смысле событий, а на их носителях – авторитетных фигурах. Само присутствие важной персоны придает какой-то авторитет и самому событию.
В основе внушения лежат процессы передачи логически недоказуемых идей и снижение критичности при восприятии информации:
- Свидетельство. Ситуация, когда информацию передает личность, которую уважают или ненавидят в данной аудитории.
- Наклеивание ярлыков: назвать одного «фашистом», другого – «политическим маньяком» и т. д.
- «Сияющее обобщение». Конкретная вещь называется обобщенным понятием с позитивной эмоциональной окраской: «демократические ценности», «благо народа» и т. п.
Кушнир И.В. Связи с общественностью | Мишина Л.А. Связи с общественностью
|