Организационное поведение (Кушнир И.В.)

Причины сопротивления изменениям со стороны персонала организации

Причины сопротивления изменениям:

  • ощущение работниками дискомфорта, вызываемого самой природой изменения, когда сотрудники проявляют неуверенность в правильности принимаемых технических решений, негативно воспринимают наступившую неопределенность;
  • страх неизвестности, угроза безопасности их работе;
  • методы проведения изменений, когда сотрудники недовольны ограничением информации, не приемлют авторитарный подход, не предполагающий их участия в осуществлении перемен;
  • ощущение сотрудниками несправедливости, вызванное тем, что пользу от проводимых ими изменений получает кто-то другой;
  • ощущение, что перемены приведут к личным потерям;
  • убеждение, что для организации изменение не является необходимым и желанным.

Опыт показывает, что чаще всего сопротивление сотрудников нововведениям возникает в случаях, когда:

  • людям не объяснены цели перемен;
  • сотрудники сами не принимали участия в планировании этих перемен;
  • игнорируются традиции коллектива и привычный для него стиль, режим работы. Формальные и неформальные группы будут упорно сопротивляться новшествам, угрожающим их привычным взаимоотношениям;
  • подчиненным кажется, что при подготовке реформ допущена ошибка; особенно, если люди заподозрят, что возникла угроза снижения зарплаты, понижения в должности или потери расположения руководителя;
  • перестройка грозит подчиненным резким увеличением объема работ. Подобная угроза возникает, если руководитель не удосужился запланировать перемены достаточно заблаговременно;
  • людям кажется, что и так все хорошо;
  • инициатор реформ не пользуется уважением, не имеет авторитета;
  • при планировании реформ коллектив не видит конечного результата;
  • работник не знает, какова будет его личная польза;
  • подчиненный не ощущает уверенности, убежденности руководителя;
  • реформы предлагаются и осуществляются в категоричной форме, с применением административных методов;
  • новшество может повлечь за собой сокращение штатов;
  • в коллективе не знают, во что это обойдется (затраты, усилия);
  • реформа не приносит быстрых результатов;
  • реформы принесут блага узкому кругу лиц;
  • ход реформы редко обсуждается в коллективе;
  • в коллективе нет доверительной обстановки и т. п.


Кушнир И.В. Организационное поведение