Финансовый менеджмент (Шепелева А.Ю.)

Дивидендная политика

На любом предприятии необходимо установить прозрачный и понятный акционерам механизм определения размера дивидендов и их выплаты.

Информация о стратегии общества в отношении определения размера дивидендов необходима как существующим, так и потенциальным акционерам общества, так как она может существенно повлиять на их решения относительно продажи или приобретения акций. Инвестируя свои средства путем приобретения акций общества, акционеры рассчитывают на получение определенного дохода от этих инвестиций. Поэтому дивидендная политика существенно затрагивает интересы акционеров. В этой связи рекомендуется утвердить дивидендную политику, которой будет руководствоваться совет директоров при принятии решений о выплате дивидендов. Эту политику формулируют в Положении о дивидендной политике -внутреннем документе общества, разрабатываемом комитетом по стратегическому планированию и утверждаемому советом директоров.

При определении содержания Положения о дивидендной политике следует исходить из необходимости обеспечения прозрачности механизма определения размера дивидендов и их выплаты. Поэтому в Положении рекомендуется формулировать как общие задачи общества по повышению благосостояния акционеров и обеспечению роста капитализации общества, так и конкретные, основанные на законах и подзаконных актах, регламентирующие порядок расчета чистой прибыли и определения части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия их выплаты, порядок расчета размера дивидендов по акциям, размер дивидендов по которым уставом общества не определен, минимальный размер дивидендов по акциям разных типов.

В Положении о дивидендной политике устанавливают порядок определения минимальной доли чистой прибыли общества, направляемой на выплату дивидендов, и условия, при которых не выплачиваются или не полностью выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям.

Обществу следует информировать акционеров и иных заинтересованных лиц о своей дивидендной политике, учитывая ее большое значение для принятия инвестиционных решений. В этих целях сведения о дивидендной политике и вносимых в нее изменениях рекомендуется публиковать в периодическом издании, а также размещать на веб-сайте общества в сети Интернет, если общество имеет такую возможность.

Информация о принятии решения о выплате дивидендов должна быть достаточной для формирования точного представления о наличии условий для выплаты дивидендов, она должна отражать реальное состояние общества. К формированию искаженного представления об истинном положении дел в обществе может привести объявление о выплате дивидендов при отсутствии для этого необходимых условий. Кроме того, к заблуждению относительно реального финансового положения общества ведет объявление о выплате дивидендов по обыкновенным акциям при отсутствии у общества чистой прибыли за отчетный год, или объявление о выплате дивидендов по привилегированным акциям, если для этого недостаточно чистой прибыли.



Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент