Антикризисное управление (Евграфова И.Ю.)

Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии

Под конфликтом понимается разногласие между двумя сторонами.

Конфликты могут возникать по разным причинам, таким как особенности человеческих взаимоотношений, личные интересы членов коллектива, непосредственно сам трудовой процесс.

Все люди разные, и каждый принимает реальную ситуацию по-своему, со своей точки зрения, что во многом приводит к тому, что одни не согласны с мнением других. Конфликты возникают как при деловых, так и при личных контактах. Конфликту присуща субъективная природа, поэтому, проводя анализ, необходимо учитывать совокупность всех факторов. Конфликты во многом вызваны действием внешних и внутренних факторов.

В основном конфликты обусловлены психологическими особенностями человека, которые проявляются в следующем:

  1. сложная психологическая ситуация внутри коллектива. Она может быть спровоцирована формированием противоборствующих группировок внутри команды, этническими конфликтами, недовольством действиями руководства;
  2. отсутствие взаимопонимания внутри коллектива, т. е. работники не понимают и не учитывают интересы друг друга;
  3. возникновение симпатий и антипатий внутри коллектива.

Причины конфликтов проявляются в следующих факторах:

  1. стиль и манера поведения;
  2. чувства и эмоциональность;
  3. восприятие жизненных ценностей. Причины конфликтов, порожденных трудовым процессом.

Под трудовым процессом понимают взаимосвязь рабочего персонала с работодателем, наличие подчинения и общения. Здесь изначально заложены предпосылки для возникновения противоречий между субъектами трудовых отношений. В частности, подобные конфликты возникают в ходе:

  1. установления и достижения цели;
  2. распределения и выполнения должностных полномочий и задач;
  3. распределения ресурсов;
  4. реализации коммуникаций.

На предприятии каждый сотрудник или группа сотрудников имеют свои цели. В ряде случаев эти цели определены и оформлены документально, но возможны ситуации, когда цели не осознаются самим субъектом трудовых правоотношений. Часто работники имеют разные точки зрения и на способы достижения поставленных целей.

В процессе распределения должностных полномочий возможно возникновение конфликтов, обусловленных:

  1. взаимозависимостью задач;
  2. переносом проблем;
  3. невыполнением функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение».

Очень важно разрешить появившийся конфликт. Есть такая наука, как конфликтология, помогающая управлять поведением людей в определенных ситуациях. Она регулирует отношения с целью выхода из сложившейся ситуации.



Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление