Антикризисное управление (Евграфова И.Ю.)

Антикризисное управление конфликтами

В теории и практике разработаны две стратегии управления конфликтами:

  1. предупреждение конфликтов;
  2. разрешение конфликтов.

При предотвращении конфликтов главная цель – создание благоприятных условий в коллективе, в рамках которого возникновение конфликта сводится к минимуму.

В рамках реализации такой стратегии проводятся организационные и разъяснительные мероприятия, целями которых являются улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработка оправданных систем вознаграждения за результативный труд.

При разрешении конфликта происходит поиск решения проблемы. Для этого разрабатываются методы их разрешения.

Существуют организационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтами.

Организационно-структурные методы выражают структуру предприятия. К ним относятся:

  1. четкое формулирование и разъяснение сотрудникам их задач, прав, полномочий и ответственности. Этот метод эффективен, когда конфликт уже получил развитие;
  2. использование координирующих механизмов;
  3. установление общеорганизационных целей, формирование общих ценностей. Это позволяет создать сплоченный коллектив;
  4. разработка структуры поощрений, которая позволяет избежать столкновения интересов работников.

Под административными методами управления конфликтами подразумевается директивное вмешательство в его процесс. Например, для разъединения конфликтующих подразделений организации используются административные меры, их деление по ресурсам (целям, средствам). К этой группе методов относится устранение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда.

К межличностным методам управления конфликтами относят:

  1. уклонение, «уход от конфликта»;
  2. противоборство, конкуренцию;
  3. приспособление, означающее на деле подавление (сглаживание) конфликта;
  4. разрешение конфликта посредством компромисса;
  5. разрешение конфликта через сотрудничество.

Выделяют 2 основных метода управления конфликтами: структурные методы и межличностные стили разрешения конфликта.

К структурным методам управления конфликтами относятся:

  1. разъяснение требований к работе;
  2. формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей;
  3. использование систем вознаграждения.

Межличностные стили разрешения конфликта:

  1. уклонение;
  2. сглаживание;
  3. принуждение;
  4. компромисс;
  5. решение проблем.


Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление