| Санация инвестиционного потенциала предприятияИнвестиционный потенциал предприятия –
 это все потенциальные возможности финансирования антикризисной 
программы. Приступая к проведению санации, менеджер должен 
проанализировать явные и неявные источники ее финансирования, включая 
самые невероятные и труднодоступные, составить их структуру, 
проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления,
 возможным последствиям, приоритетности использования.
 Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние.
 К внутренним источникам обычно 
относятся накопленная прибыль, амортизационные отчисления, средства 
резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне 
незначительны или отсутствуют вовсе.
 Поиск внутренних источников финансирования 
тесно связан с программными санационными мероприятиями, т. е. 
с выявлением скрытых, неиспользуемых резервов предприятия. Поэтому 
менеджер в первую очередь должен проанализировать следующие возможности получения денежных средств: реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов;  совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой эффективной финансовой операции, как факторинг –
 переуступка прав банку (кредитному учреждению, хозяйствующему субъекту)
 на взыскание долгов. Факторинг как финансовый инструмент значительно 
снижает контрактные риски;  организация вексельных программ. Выпуск
 векселей позволяет предприятию привлечь рублевые ресурсы разной 
срочности, стоимость которых может быть существенно ниже ставок 
денежного кредитования, предлагаемых банками;  реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга –
 соглашения с другим предприятием о продаже ему торговой марки (товарный
 франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на 
право открытия магазинов, киосков и т. п. (деловой франчайзинг);оптимизация налогообложения –
 процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных
 по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие;  реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т. д.
 Изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам: прямое кредитование партнером по бизнесу;  банковский кредит – наиболее распространенный способ привлечения компанией дополнительного капитала;  бюджетное кредитование, т. е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета;  лизинг технологического оборудования длительного срока службы;  эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций);  иностранные инвестиции.
 
 Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление
 |