Санация инвестиционного потенциала предприятия
Инвестиционный потенциал предприятия –
это все потенциальные возможности финансирования антикризисной
программы. Приступая к проведению санации, менеджер должен
проанализировать явные и неявные источники ее финансирования, включая
самые невероятные и труднодоступные, составить их структуру,
проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления,
возможным последствиям, приоритетности использования.
Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам обычно
относятся накопленная прибыль, амортизационные отчисления, средства
резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне
незначительны или отсутствуют вовсе.
Поиск внутренних источников финансирования
тесно связан с программными санационными мероприятиями, т. е.
с выявлением скрытых, неиспользуемых резервов предприятия. Поэтому
менеджер в первую очередь должен проанализировать следующие возможности получения денежных средств: - реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов;
- совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой эффективной финансовой операции, как факторинг –
переуступка прав банку (кредитному учреждению, хозяйствующему субъекту)
на взыскание долгов. Факторинг как финансовый инструмент значительно
снижает контрактные риски;
- организация вексельных программ. Выпуск
векселей позволяет предприятию привлечь рублевые ресурсы разной
срочности, стоимость которых может быть существенно ниже ставок
денежного кредитования, предлагаемых банками;
- реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга –
соглашения с другим предприятием о продаже ему торговой марки (товарный
франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на
право открытия магазинов, киосков и т. п. (деловой франчайзинг);
- оптимизация налогообложения –
процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных
по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие;
- реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т. д.
Изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам: - прямое кредитование партнером по бизнесу;
- банковский кредит – наиболее распространенный способ привлечения компанией дополнительного капитала;
- бюджетное кредитование, т. е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета;
- лизинг технологического оборудования длительного срока службы;
- эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций);
- иностранные инвестиции.
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление
|